В знак ободрения. Национальные рейтинги вузов заслужили поощрения.

“Необходимо соблюдать баланс между повышением конкурентоспособности на мировой арене и задачами национального развития, между академической автономией вузов и их социальной ответственностью, между развитием приоритетных направлений и диверсификацией университетской деятельности. Не следует ставить единственной целью достижение высоких позиций в рейтингах. Заявляя о задачах создания университетов мирового уровня, нужно учитывать и адекватно оценивать возможности системы национального образования” — таковы, в частности, рекомендации тем, кто ответственен за государственную образовательную политику, а также иным адресатам и участникам академических рейтингов вузов от IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence (IREG Observatory). Эта влиятельная ассоциация экспертов в сфере образования более чем из 20 стран в этом году высоко оценила продукт RAEX (“Эксперт РА”), предоставив нашему международному рейтинговому агентству право на использование знака “Одобрено IREG” (IREG Approved). Таким образом, рейтинг вузов “Эксперт РА” прошел международный аудит и признан экспертами заслуживающим доверие и высоко востребованным на национальном уровне, а методология — соответствующей мировым стандартам качества. Знак (его агентство может использовать до 31 декабря 2019 года) был торжественно вручен на IV Международном форуме ведущих вузов президенту RAEX (“Эксперт РА”) Дмитрию Гришанкову вице-президентом IREG Observatory Вальдемаром Сивински. При этом зарубежный эксперт подчеркнул, что до сих пор только три рейтинга в мире, включая QS (Великобритания), удостоились такого сертификата. 

Он также сообщил, что ежегодно в свет выходят в среднем пять новых продуктов ранжирования вузов: один глобальный, два региональных и как минимум три национальных. Спрос на университетские рейтинги не снижается. Повышение доверия к ним, равно как и содействие росту качества образовательного процесса в вузах, — главные цели IREG Observatory. Согласно оценке Вальдемара Сивински, заметно растет популярность предметных рейтингов, поскольку абитуриентов интересуют вузы, реализующие программы по конкретным специальностям, а работодатели стремятся к сотрудничеству с университетами, выпускающими специалистов с определенным набором компетенций. По мнению вице-президента IREG Observatory, в перспективе ранжирование будет активнее развиваться в части предметных и региональных рейтингов. Кроме того, наблюдается тенденция к увеличению числа показателей оценки качества образования. Примером этому станет и готовящийся сейчас к выходу в свет очередной Шанхайский рейтинг университетов мира с расширенным составом индикаторов (50-60). 
Исполнительный директор направления “Рейтинги вузов” RAEX (“Эксперт РА”) Алексей Ходырев представил на форуме юбилейную пятую версию “100 лучших вузов России”, подготовленную при поддержке фонда Олега Дерипаски “Вольное дело”, и рассказал об основных выводах исследования, по итогам которого была составлена рейтинговая шкала. В 2016 году в нем приняли участие более 28 тысяч респондентов, охваченных опросом. Целевые группы — студенты, выпускники, представители академического сообщества и компаний-работодателей. Статистические данные были взяты из анкет, полученных из 144 университетов, а также из открытых источников, включая наукометрические базы данных. В рейтинге не участвовали творческие, спортивные, узкопрофильные, принадлежащие силовым ведомствам вузы и филиалы.
Критерии рейтинга отражают три главные составляющие вузовской деятельности: возможности для получения качественного образования, востребованность выпускников вуза работодателями и уровень научно-исследовательской работы. Это группы индикаторов, характеризующих уровень преподавания, международной интеграции, ресурсной обеспеченности, востребованность среди абитуриентов, качество карьеры выпускников и сотрудничество с работодателями, научные достижения, инновационную активность и инфраструктуру. В 2015 году в методологию “Эксперт РА” были внесены некоторые усовершенствования. Например, добавился показатель “оценка студентами и выпускниками конкурентоспособности вуза”. 
В ходе исследования выяснилось, что за год наибольшего успеха вошедшие в рейтинг университеты достигли в увеличении количества научных публикаций (на 43% в среднем в расчете на одного сотрудника) и в привлечении иностранных студентов (с 7,4 до 8,3% от общего числа обу­чающихся). Впервые за последние несколько лет зафиксирован рост численности ППС в расчете на 100 студентов (в среднем с 8,05 в 2015 году до 8,17 в 2016 году), однако эксперты считают, что тенденция к сокращению преподавателей в вузах продолжится в связи со снижением финансирования и кадровой “оптимизацией”. 
Состав тройки лидеров по сравнению с прошлым годом не изменился: лидирует МГУ, на втором месте Московский физико-технический институт (государственный университет), на третьем — Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”. Удержал прошлогоднее четвертое место Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, с шестой на пятую позицию переместился Санкт-Петербургский государственный университет, поменявшийся местами с НИУ “Высшая школа экономики”. Далее в десятке расположились Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет и Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина.
Составители отметили устойчивый рост в рейтинге МГИМО — наиболее популярного среди абитуриентов вуза (средний проходной балл 94,7), реализующего самые дорогие платные программы обучения (418 тысяч рублей в год). Особое внимание эксперты также обращают на успехи Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, поднявшегося в этом году с 22-го места в первую двадцатку (19-е место), и Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, сменившего 32-е место на 28-е. Оба вуза — из первого пула участников Проекта 5-100, тот и другой продемонстрировали в этом году заметное увеличение ресурсной обеспеченности и усиление международной интеграции. Наиболее впечатляющий рост конкурентоспособности показал Северо-Восточный федеральный университет им. К.А.Аммосова, поднявшись по шкале “Эксперт РА” сразу на 15 позиций (с 
58-го на 45-е место). Не так давно СВФУ также совершил рывок в международном рейтинге университетов ARES-2016, передвинувшись вверх на 33 пункта. Шкалу ТОП-100 рейтинга дополняют таблицы, которые представляют три двадцатки вузов, лидирующих по основным критериям оценки. Так, МГУ возглавляет список университетов с лучшими условиями для получения качественного образования и наиболее высоким уровнем научно-исследовательской деятельности, а МГТУ — список вузов, передовых по востребованности выпускников работодателями.
Как сообщил Алексей Ходырев, при опросе 2,5 тысячи первокурсников МФТИ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и НИУ “МЭИ” выяснилось, что рейтинги вузов стали наиболее влиятельным на сегодняшний день фактором при выборе абитуриентами высшего учебного заведения (63% респондентов). Наибольшей популярностью при этом пользуются национальные рейтинги, прежде всего продукты RAEX (“Эксперт РА”) и ИА “Интерфакс”. 
Тема конкурентоспособности отечественных университетов в условиях глобализации и адекватности оценки их достижений в вузовских рейтингах различного уровня стала одной из ключевых в программе форума. Ректор МГУ Виктор Садовничий акцентировал внимание коллег — представителей российской высшей школы, работодателей и экспертного сообщества — на необходимости определения роли того или иного университета в отечественном образовании и в жизни страны. “Не надо стесняться своей образовательной системы, она достаточно мощная и имеет собственные традиции. …Мы не должны идти за указанными кем-то трендами, копия не может быть лучше оригинала… Надо выглядеть достойно, наравне с другими университетами мира или лучше их — в этом задача наших рейтингов”, — считает ректор. По мнению Виктора Садовничего, присутствие двух-трех российских университетов в первой мировой сотне вузов не соответствует реальному положению дел. “Следует создавать разные рейтинги и показывать преимущества различных систем образования”, — уверен он. 
По словам В.Садовничего, конкуренция заставляет вузы ориентироваться на самых успешных и учитывать их опыт, а многие параметры ранжирования стимулируют развитие новых направлений, что, в конечном итоге, работает на качество образования. В то же время преобладание в рейтинговых методиках индикаторов научной деятельности университетов и чрезмерное влияние на итоговую оценку мнений зарубежных экспертов не оставляют шанса для наших вузов. “Никогда мы таким путем не войдем в ведущие десятки международных рейтингов. Это не совсем точные измерения”, — заявил ректор МГУ. Он и его единомышленники предлагают, к примеру, определять качество выпускаемых вузами специалистов в зависимости от их профессиональной пригодности, успеха в жизни в целом и востребованности в экономике, включая мировую.
В этот день, помимо “знака качества” от IREG Observatory, развивающаяся сфера отечественного ранжирования университетов удостоилась еще одного ободряющего жеста, но теперь уже в лице Виктора Садовничего, который возглавляет рабочую группу проекта по созданию национального международного рейтинга вузов. В рамках форума ректор МГУ был награжден дипломом “за вклад в совершенствование практики рейтингования университетов”. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев