За грамотных аграриев!

Комитет Госдумы по аграрным вопросам провел круглый стол, на котором обсуждались проблемы подготовки кадров для агропромышленного комплекса, тенденции и перспективы в области сельхозобразования. Подробности сообщила пресс­служба Госдумы.

Председатель Комитета ГД по аграрным вопросам Николай Панков отметил, что “в новых экономических условиях, чтобы выполнить задачу по импортозамещению и обеспечить продовольственную независимость страны, необходимо за короткий период перестроить систему подготовки специалистов в сфере сельского хозяйства”. Среди имеющихся проблем Н.Панков выделил нечеткую оценку потребности в специалистах с высшим и средне­специальным образованием, неудовлетворительное состояние технологической базы учебных заведений, отсутствие единого подхода к финансированию отраслевых вузов и стимулов для бизнеса по целевой подготовке кадров и их трудоустройству. 

Как рассказала заместитель министра сельского хозяйства РФ Елена Астраханцева, подготовку кадров с высшим образованием для АПК ведут 54 аграрных университета Минсельхоза, в них обучаются 350 тысяч студентов. Замминистра подчеркнула, что все эти учреждения высшего образования “аккредитуются Рособрнадзором”. 

По словам Е.Астраханцевой, в последние годы вузы Минобрнауки получали большее финансирование в виде грантов и другого рода субсидий на создание лабораторий, реализацию утвержденных стратегий. В результате бюджетное обеспечение учебных заведений Минсельхоза оказалось на 37% ниже по сравнению с неотраслевыми вузами. 

Для повышения качества сельхозобразования в ведомстве предлагают внести изменения в Положение о целевом приеме, предусмотрев возможность участия в нем предприятий аграрного бизнеса. Нужно также изучить вопрос о придании вузам, имеющим в своей структуре учебно­опытные хозяйства, статуса “сельскохозяйственный производитель”, что даст право на получение государственной поддержки в виде субсидий. Сельскохозяйственные специальности, обеспечивающие опережающее технологическое развитие отрасли (зоотехния, агрономия, ветеринария), рекомендовано включить в перечень приоритетных. 

Позицию Минобрнауки в дискуссии представил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Александр Соболев. По его мнению, сложности подготовки аграриев связаны с “размытостью профиля в вузах Минсельхоза” и высоким уровнем (более 40%) заочников. Для улучшения ситуации Министерству сельского хозяйства рекомендовано, в первую очередь, обеспечить повышение качества приема в вузы и профориентационной работы в общеобразовательных организациях по привлечению талантливой молодежи. Кроме того, предложено актуализировать ФГОС с учетом требований профессиональных стандартов, обеспечить разработку соответствующих программ высшего образования, активизировать механизм целевого обучения в интересах ключевых работодателей агропромышленного комплекса. 

В свою очередь представители сельхозвузов призвали Минобрнауки обеспечить им равный доступ к грантам и господдержке. Для решения вопросов материального характера участники  круглого стола предлагали, в частности, внести изменения в законодательство, разрешив по согласованию с Минсельхозом и Росимуществом использовать землю, закрепленную за вузами, как оборотные средства для привлечения инвесторов в рамках государственно­частного партнерства. 

Особо отмечалось, что около 70% учащихся аграрных вузов ­ выпускники сельских школ, в которых уровень образования ниже, чем в городских. С учетом специфики абитуриентов Министерству образования и науки предлагалось изменить пороговые значения среднего балла ЕГЭ для агротехнологических специальностей с 60 до 57­55. 

 

 

Нет комментариев