Код забвения

Для управления воспоминаниями в течение жизни некоторые из них необходимо стирать, считают ученые, открывшие новый белок системы передачи межклеточных сигналов у плодовой мушки. С подробностями — The Scripps Research Institute News Release.
“Понимание процесса забывания может оказать огромное влияние на лечение целого ряда заболеваний”, — цитирует руководителя отдела нейронаук Института Скриппс (The Scripps Research Institute) Рона Дейвиса (Ron Davis) сообщение, распространенное этим исследовательским центром. “Некоторые воспоминания навязчивы, и, зная, каким образом мозг забывает, мы сможем избавляться от отдельных воспоминаний. Или же, напротив, мы сможем подавлять забывание у тех, кто страдает от нарушений памяти, например в случае болезни Альцгеймера”, — поясняет ученый, один из авторов статьи в июньском номере журнала Neuron, представляющей новые аспекты процессов запоминания и забывания. Результаты исследования, проведенного во флоридском — нейробиологическом — филиале Института Скриппс, показали, что каркасный белок под названием Scribble, ранее известный только функцией удержания на месте внутриклеточных структур, управляет и внутриклеточными процессами забывания, объединяя для прокладывания сигнального пути несколько молекул. Дейвис с коллегами работали с плодовой мушкой дрозофилой, которая признана подходящей моделью для изучения памяти, поскольку получаемые на ней данные оказываются применимыми к человеку.
С помощью метода генетического “нокдауна”, который позволяет снизить экспрессию гена, внося изменения в его последовательность, авторы отключили у дрозофил ген, ответственный за продукцию белка Scribble. Мушки с таким измененным геном запоминали вдвое больше, чем обычные дрозофилы просто потому, что у них было нарушено нормальное забывание. Исследователи также выявили важную роль Scribble во взаимодействии с другими ключевыми молекулами в головном мозге мух, участвующими в процессе стирания воспоминаний. Как поясняет Дейвис, “Scribble объединяет выявленный ранее путь сигнального белка Rac1 и дофаминовый нервный путь в единый динамический путь, контролирующий активное забывание”. Он “дирижирует” серией молекул, вовлеченных в этот особый путь забывания, в котором, возможно, участвуют и другие пока еще не открытые соединения, отмечает нейробиолог. На нынешнем этапе особый путь забывания выглядит так: дофамин → дофаминовый рецептор → белок Scribble → белок Rac → и еще один белок, кофилин. “Белок Scribble производится в тех же нейронах, которые кодируют запоминание запахов, или ольфакторные воспоминания”, — комментирует открытие первый автор публикации Исаак Сервантес-Сандовал (Isaac Cervantes-Sandoval).