Нобелевское трио. Харьков отдал должное великим ученым.

Памятники трем нобелевским лауреатам — Илье Мечникову, Саймону Кузнецу и Льву Ландау — установлены недавно перед главным корпусом Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина. 
Хотя свои главные научные премии ученые получили за работы, сделанные не на Украине, каждый из них имел отношение к Харькову. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины Илья Мечников родился 3 (15) мая 1845 года в отцовском имении Ивановка Купянского уезда Харьковской губернии. Он учился во 2-й Харьковской мужской гимназии, одновременно посещая лекции по сравнительной анатомии и физиологии в Харьковском университете. Поступив после окончания гимназии с золотой медалью на естественное отделение физико-математического факультета, закончил его в 19 лет. 
Лауреатом Нобелевской премии в области физиологии и медицины Мечников стал в 1908 году, работая в Институте Пастера в Париже над развитием фагоцитарной теории иммунитета на примере воспалительных процессов, инфекционных заболеваний и их возбудителей. В Харькове его имя носит НИИ микробиологии и иммунологии Академии медицинских наук Украины. 
Шимен (впоследствии Семен) Кузнец родился 17 (30) апреля 1901 года в Пинске, позже семья переехала в Харьков. Здесь он успешно окончил реальное училище, учился в Харьковском коммерческом институте, где изучал экономические дисциплины. Устроился на работу статистиком отдела труда Южбюро ВЦСПС, где опубликовал свою первую исследовательскую работу “Денежная заработная плата рабочих и служащих фабрично-заводской промышленности 
г. Харькова в 1920 г.”.
В 1922 году Кузнец эмигрировал в Нью-Йорк, к отцу, после чего его имя стало звучать на английский манер — Саймон. Здесь он блестяще окончил курс в Колумбийском университете в Нью-Йорке и начал работать в Национальном бюро экономических исследований. Саймон Кузнец получил Нобелевскую премию в области экономики в 1971 году “за эмпирически обоснованное толкование экономического роста, которое привело к новому, более глубокому пониманию экономической и социальной структуры и процесса развития в целом”. 
Стоит напомнить, что ученый не забывал о своих корнях. Он рецензировал и переводил малоизвестные на Западе работы экономистов Кондратьева, Слуцкого, Первушина, а в конце жизни опубликовал труд, посвященный исследованию предпосылок и структуры эмиграции в США выходцев из Российской империи и СССР. Имя С.Кузнеца присвоено Харьковскому национальному экономическому университету.
Лев Ландау переехал в Харьков в числе других молодых физиков, выпускников Ленинградского университета, в 1932 году. Он возглавил теоретический отдел Украинского физико-технического института, который был создан здесь по предложению директора Ленинградской физико-технической лаборатории Абрама Иоффе. Ландау вел исследовательскую работу в институте, одновременно начал преподавать и стал заведующим кафедрой Харьковского университета. 
Первые несколько лет в УФТИ царила замечательная научная атмосфера. В Харькове, который стал центром теоретической физики СССР, проводились международные физические конференции с участием крупных западных ученых. В институте впервые в стране расщепили ядро атома. Однако из-за начавшихся репрессий ведущих сотрудников УФТИ, опасаясь угрозы ареста, Лев Ландау уехал в Москву. Нобелевскую премию ученый получил в 1962 году в Москве “за пионерские исследования конденсированных сред, особенно жидкого гелия”. В Харькове есть проспект Ландау и Научно-демонстрационный образовательный центр им. Л.Д.Ландау при университете. 
Авторы бюстов нобелиатов — Александр Ридный и Анна Иванова. 
Анастасия КОТОВА
Фото с портала “Сити-Харьков”

Нет комментариев