Подбери метеорит!

Франция запускает масштабную программу отслеживания метеоритов. Подробности — в Scientific American.
Беспрецедентная кампания по выявлению падающих звезд полагается на тысячи волонтеров, которые будут прочесывать территорию Франции, собирая небесные камни. Но в программу уже включены 68 видеокамер, направленных на небосвод для сканирования метеорных тел — твердых объектов межпланетного пространства, которые при попадании в атмосферу Земли светятся от трения с воздухом. Как пишет Nature News, к концу этого года Франция будет покрыта сотней таких камер, которые составят крупнейшую и плотнейшую в мире сеть наблюдения за метеорными телами. “Если завтра во Франции упадет метеорит, мы сможем сказать, откуда он и куда приблизительно попал”, — говорит Жереми Вобайон (Jérémie Vaubaillon) из Парижской обсерватории (Paris Observatory). Программа под названием “Отлавливание болидов и межпланетных метеоритов” (Fireball Recovery and InterPlanetary Meteorites, сокращенно от английского названия — FRIPON), о которой было объявлено в конце мая, позволит получить ценную информацию не только об истории Солнечной системы, но и о небесных телах, грозящих столкновением с нашей планетой, таких, например, как Челябинский метеорит. “Заполучить в свои руки такие объекты — значит получить прямой доступ к веществу ранней Солнечной системы”, — говорит исследователь метеоритов в канадском Университете Западного Онтарио (University of Western Ontario) Дэвид Кларк (David Clark). Сейчас этого материала у исследователей недостаточно. Получаемые при наблюдении за метеорными телами данные позволяют воссоздать траекторию их движения и выявить происхождение.
В течение года исследователям обычно удается установить траектории лишь от одного до трех метеоритов, поясняет в комментарии для Nature News Питер Дженнискенс (Peter Jenniskens) из Института по поиску внеземных цивилизаций SETI в Калифорнии. Организаторы программы FRIPON намерены отслеживать ежегодно траекторию одного метеорита, появившегося в небе над Францией. Для сравнения: в аналогичной испанской программе за последние 12 лет было отслежено всего два метеорита. Камеры французской сети отслеживания метеоритов расположены густо и равномерно на расстоянии 70-80 километров друг от друга на зданиях лабораторий, научных музеев и прочих строений. FRIPON — полностью автоматизированная сеть. Когда какая-либо из ее камер обнаруживает метеор, сообщение об этом поступает на центральный компьютер в Париже. Если болид замечен двумя или более камерами, то ученым приходит по электронной почте сообщение с описанием места выявления объекта, а позже автоматически генерируется сообщение электронной почты с информацией о возможном месте приземления метеорита с точностью от 1 до 10 километров. Дальше дело за волонтерами — сборщиками камней.