В ответ на вызовы. Обнародован проект Стратегии научно-технологического развития страны.

Проект Стратегии научно-технологического развития России на долгосрочный период размещен на минувшей неделе на портале regulation.gov.ru для общественного обсуждения. 

Нормативно-правовой акт, который будет относиться к документам стратегического планирования, состоит из пяти крупных разделов. Он содержит общие положения, указывает на стратегические ориентиры научно-технологического развития, определяет цели и задачи научно-технологического развития, а также механизмы реализации стратегии. В документе изложены основные этапы стратегии, ожидаемые результаты и ресурсное обеспечение ее реализации. 
В специальном разделе сформулированы “большие вызовы” для общества и государства, ответить на которые должна наука. В числе глобальных тенденций, формирующих проблемы и возможности для развития, названы исчерпание традиционных ресурсов социально-экономического роста стран, антропогенная нагрузка на природную среду, усложнение и снижение управляемости сложными социотехническими системами, угрозы от внедрения новых технологий, изменения в образе жизни человека. 
“Большие вызовы” для России связаны с наличием в стране значительных территориально-сырьевых ресурсов, относительно небольшим по численности населением, вовлеченным в создание интеллектуального продукта, и несбалансированным использованием интеллектуального потенциала нации. Наука должна обеспечить качество жизни, способствовать сокращению неэффективного использования человеческих ресурсов через развитие интеллектуальных и роботизированных систем, развитию современной транспортной сети. 
Должна измениться и модель функционирования сектора исследований и разработок, система управления им. Авторы проекта предполагают, что она будет построена на следующих принципах: индивидуальная направленность, управление приоритетами, концентрация на “вызовах”, долгосрочное планирование, качественный сервис, саморегулирование, активная коммуникация исследователей с обществом, бизнесом и государством, доступность ресурсов, открытая конкуренция, нацеленность на мировой уровень. 
Стратегия предполагает поэтапный переход научных организаций к формам автономных организаций или публичных компаний, в том числе с привлечением в уставной капитал частных инвестиций. 
Для обеспечения стабильности финансирования научно-технологической системы предлагается ввести бюджетное правило, во-первых, предполагающее превышение темпа прироста государственных расходов на исследования и разработки в 1,5 раза над темпами прироста доходов от экспорта прав на результаты исследований и разработок, в том числе экспорта технологий. Во-вторых, доля финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований обеспечивается в объеме не менее 2/3 затрат на исследования и разработки из бюджета в целом. В-третьих, темп прироста инвестиций на поддержку прикладных исследований и экспериментальных разработок должен быть эквивалентен темпам прироста объемов дохода от экспорта высокотехнологической продукции.
Реализация стратегии будет проходить в четыре этапа. С 2016 по 2018 год — переход государственных научных организаций к новым организационно-правовым формам, внедрение системы оценки уровня готовности технологий, развитие системы фондовой поддержки, создание исследовательских консорциумов, принятие закона “О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации”, формирующего систему регулирования для реализации стратегии.
Масштабное создание новых продуктов, товаров и услуг запланировано на 2019-2025 годы, а в следующие пять лет должен быть обеспечен “прорыв на глобальные рынки”. К 2035 году научно-технологическая система должна, согласно стратегии, стабилизироваться и перейти к устойчивому саморазвитию. 
По плану, Россия должна вой­ти “в десятку стран-лидеров в глобальных рейтингах конкуренции за таланты”, кроме того, не менее 30 российских центров превосходства, университетов, российских территорий, высокотехнологических компаний должны войти “в сотню лидеров сопоставимых международных рейтингов инновационного и научно-технологического развития”. 
По объемам публикаций в международных научных изданиях, количеству созданных охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе имеющих правовую охрану на зарубежных рынках, количеству результатов интеллектуальной деятельности, вовлеченных в коммерческий оборот, — “войти в пятерку индустриально развитых стран”.
Елена МОРГУНОВА

Нет комментариев