На чистую воду. Степень вины загрязняющих Байкал предприятий вычислят математики.

До сих пор, кажется, в ходу известная с детства поговорка: “Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!”. Только вот, они-то — друзья, а мы? Светилу, правда, пока досадить не сумели, но воздуху и воде от нас достается по полной: антропогенная нагрузка на них увеличивается с каждым годом. Как переломить эту тенденцию? Надо, разумеется, мобилизовать на борьбу с этим позорным явлением всех — чиновников разного ранга, коммунальщиков, руководителей предприятий, экологов. Но и, конечно, не лишне знать, сколько, чего и где испорчено и как это можно исправить. Тут — слово за учеными. Каждый из них вносит свою лепту в решение проблемы. В частности, старший научный сотрудник лаборатории вычислительной геофизики Национального исследовательского Томского государственного университета Баир ЦЫДЕНОВ изучает процессы переноса загрязняющих веществ в озере Байкал методами математического моделирования. Его проект поддержан грантом Президента РФ. Какую роль может сыграть работа молодого ученого в судьбе самого глубокого озера на планете, крупнейшего природного резервуара пресной воды? Ответ на этот и другие вопросы получил наш корреспондент. 
— На мой взгляд, можно выделить две группы главных источников загрязнения, — начинает рассказ Баир Олегович. — К первой относятся крупные населенные пункты, находящиеся непосредственно на берегу Байкала. Это города Байкальск, Бабушкин, Северобайкальск, поселки Слюдянка, Листвянка, Култук, Горячинск. Например, наблюдающийся в последнее время активный рост водорослей рода спирогира в северной оконечности Байкала вызван сбросом туда городских бытовых загрязнений и стоков железнодорожного депо Северобайкальска с высоким содержанием азота и фосфора. Вместе с тем ученые выяснили, что антисептики, которые входят в состав моющих средств для вагонов, негативно влияют на микроорганизмы, обеспечивающие природные процессы очистки байкальской воды. Кроме того, из населенных пунктов и турбаз в озеро постоянно поступают отходы жизнедеятельности человека. 
Вторая группа — это промышленные предприятия, расположенные в бассейне рек, втекающих в озеро. По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, река Селенга приносит 60% общего объема поступающих в Байкал загрязняющих веществ. А в Селенгу их сбрасывают крупные промышленные центры, предприятия металлургической и деревообрабатывающей индустрии, сосредоточенные в бассейне реки на территории России и Монголии. Эти предприятия ежегодно “производят” суммарно более 20 миллионов кубометров сточных вод, в том числе десятки тысяч тонн взвешенных и органических загрязняющих веществ. Наш проект, поддержанный грантом Президента РФ, будет направлен на исследование процессов распространения примесей на месте впадения реки Селенги в озеро Байкал.
— Как переносятся загрязнения? Что этому способствует?
— В озерах умеренных широт растворенные загрязнения переносятся по-разному, в зависимости от времени года. Это связано с температурой воды, которая определяет структуру течения. Например, сразу же после таяния льда примеси, проникающие в озеро вместе с рекой, остаются на поверхности водоема. Позже, когда речная вода достигает температуры максимальной плотности, загрязненный поток под действием силы тяжести опускается по склону дна озера. По мере дальнейшего прогрева реки и поверхностных слоев озера возникает вертикальное течение, которое связано с явлением термобара. В этом случае нисходящие потоки могут способствовать распространению загрязнения в глубинную часть водоема. В осенне-зимние периоды может наблюдаться аналогичная гидродинамическая картина, отличающаяся лишь меньшей интенсивностью развития циркуляций из-за малых температурных градиентов.
— Что такое термобар? Каково значение этого явления для экосистемы озера?
— Два раза в год в озерах умеренных широт возникает уникальное природное явление: в узкой зоне происходит погружение воды. Такой феномен впервые обнаружил швейцарский лимнолог Франсуа Форель на Женевском озере в 1880 году и назвал термобаром (от франц. barre thermique — температурная преграда). Термобар в озере Байкал, а именно на Селенгинском мелководье, впервые упоминался в 1964 году в работе доктора физико-математических наук Павла Павловича Шерстянкина. Формирование термобара происходит в периоды весеннего прогревания и осеннего охлаждения водоема. В результате смешивания вод с разными температурными характеристиками наиболее плотные водные массы опускаются, образуя фронтальный раздел. Внутри фронта термобара температура воды составляет примерно 4оС. Термобар возникает в прибрежной части акватории и по мере прогревания озера весной или охлаждения осенью смещается к центру водоема и разрушается. Благодаря процессам вертикальных циркуляций, вызванным термобаром, происходит обновление глубинных вод Байкала. В то же время термобар препятствует горизонтальному водообмену, что оказывает огромное влияние на жизнь планктонных сообществ, качество воды и экосистему озера в целом.
— Как вы изучаете процессы переноса примесей методами математического моделирования?
— Математическая модель, которая разрабатывается для воспроизведения процессов переноса примеси, включает в себя систему нелинейных уравнений в частных производных — это математическая запись законов сохранения. В такую систему входят уравнения количества движения, энергии, неразрывности, минерализации, турбулентных характеристик и, конечно же, концентрации примеси. Строится расчетная область, которая соответствует рельефу дна озера. Вычислительная область покрывается сеткой, в каждой ячейке которой задаются значения температуры, минерализации, концентрации примеси и других параметров. Значения этих скалярных функций на каждом шаге по времени пересчитываются. Важная особенность модели — это учет внутрисуточного изменения температуры воздуха, атмосферного давления, влажности, силы и направления ветра. По имеющимся сведениям метеонаблюдений рассчитываются компоненты солнечной радиации, длинноволнового излучения, потоков скрытого и чувствительного тепла на рубеже раздела “вода — воздух”. На границе втекания реки задаются ее скорость, температура, минерализация. Зная значения концентрации примеси в устье реки, можно получить ее пространственно-временное распределение в озере. Уравнения модели решаются численно с применением суперкомпьютера “СКИФ Cyberia” Томского государственного университета. Результаты расчетов визуализируются с помощью специализированных программных пакетов научной графики. Затем на основе полученных графических представлений можно проводить анализ динамической картины распространения примесей, исследовать влияние метеорологических данных на их распределение.
— Почему вы решили заняться моделированием процессов в Байкале? 
— Как я уже упоминал, в последние десятилетия состояние Байкала заметно ухудшается из-за увеличивающейся антропогенной нагрузки. Эта проблема особенно беспокоит местных жителей, в том числе и меня, так как я родился в тех краях. Мне хотелось внести свой вклад, хоть и небольшой, в сохранение уникальной экосистемы Байкала. 
Разрабатывать математическую модель озерной гидродинамики я начал еще в студенческие годы под руководством профессора Александра Васильевича Старченко. Чтобы продолжить тематику исследования, после окончания механико-математического факультета Томского госуниверситета решил пойти в аспирантуру. В 2012 году (тогда я уже был аспирантом) мой научный проект по моделированию эффекта термобара получил поддержку в виде стипендии Президента России для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. Это стало очень важным стимулом для продолжения научной деятельности.
— Какие проблемы поможет решить или предотвратить ваша работа?
— С помощью нашей модели можно проводить постоянный мониторинг качества воды в Байкале. Также можно моделировать различные экологические сценарии, даже самые неблагоприятные. Это позволит иметь наглядное представление о возможных последствиях и принимать необходимые меры по преду­преждению и устранению загрязнения. Кроме того, анализ распределения концентрации примеси поможет определить удачные места для размещения очистных сооружений, а также оценить их эффективность.
— Что даст практикам ваш научный продукт? 
— Разработки, надеюсь, найдут применение при прогнозировании состояния экосистемы, анализе уровня загрязнения водных объектов лимнологами и экологическими организациями. Хотелось бы сделать акцент на том, что в ближайшем будущем чистая пресная вода войдет в число важнейших природных ресурсов. Существенно возрастет значимость технологий мониторинга качества воды в пресных озерах, особенно в Байкале — самом крупном естественном резервуаре пресной воды на планете.
Фирюза ЯНЧИЛИНА
Иллюстрации предоставлены Б.Цыденовым 

Нет комментариев