Вкус к успеху. Чему не учат в школе.

В этом году Международный детский центр “Артек” примет около 30 тысяч детей — на 10 тысяч больше, чем в прошлом. Под боком у Медведь-горы, на территории, сравнимой размерами с Княжеством Монако, полным ходом идут масштабные преобразования. К первой летней смене открылись сразу три реконструированных лагеря (“Лесной”, “Полевой”, “Кипарисный”), новые спортивные площадки, столовые, теннисный корт, скалодром и многое другое… На программу развития МДЦ “Артек” до 2020 года, утвержденную Правительством РФ в прошлом году, из федерального бюджета выделяется 22 миллиарда рублей. К сегодняшнему дню использовано около 4,5 миллиарда.
Кроме отдыха и оздоровления детей, в концепции развития детского центра признано приоритетным еще одно направление работы — инновационная образовательная деятельность. 
О том, как сегодня живет “Артек”, корреспондент “Поиска” смог узнать в пресс-туре, приуроченном ко дню рождения всемирно известного лагеря и традиционно отмечаемом в июне. 
— “Артек” — это мир, который мы проектируем вместе с детьми и нашими партнерами, — говорит директор МДЦ “Артек” Алексей Каспржак. 
Он встречает журналистов на площадке у мозаичного панно, сохранившегося еще с советских времен (“что можем оставить — оставляем”). Вдоль дорожки, уходящей вверх, стоят новые, с иголочки, корпуса. Видно, что их уже начали обживать. А.Каспржак рассказывает, что еще в ноябре прошлого года на их месте были старые здания. И хотя проект новостроек разрабатывать не пришлось — при реконструкции международного детского центра используются проектные решения знаменитого советского архитектора, лауреата Госпремии СССР Анатолия Полянского, разработанные в 60-е годы прошлого века, — скорость, с которой обновляется лагерь, впечатляет. В следующем году “Артек” намерен принять уже 40 тысяч детей. К концу лета будут введены в строй еще три лагеря, а также дополнительные структуры для занятий спортом и обучения. К 2018 году “Артек” должен выйти на выполнение основных показателей программы. Кстати, добавляет директор “Артека”, глава Правительства РФ Дмитрий Медведев наложил вето на секвестр артековского бюджета. 
Похоже, скорость, динамика развития — для “Артека” норма. И каждый ребенок, приезжающий сюда, вовлекается в этот вихрь, в энергичный распорядок жизни, от пробуждения и до отхода ко сну все время находясь в той или иной деятельности. Но многое он выбирает сам: в какую студию пойти, в какой программе поучаствовать. При этом считается очень важным, чтобы каждый попробовал себя в чем-то новом и потом предъявил результаты остальным — чем шире аудитория, тем лучше. Ребенок должен поверить в свои силы, в то, что он способен поставить перед собой любую задачу, которая его привлекает, решить ее — и показать результат другим. “Оба принципа унаследованные”, — уточняет директор. И добавляет: “Я бы сказал так: “Артек” — это место, где дети делают то, что им нравится, а взрослые их к этому поощряют”. 
Детям в “Артеке” действительно нравится то, что они делают, — это видно сразу. Глаза горят, эмоции порой зашкаливают… 
Что такое СОМ
“Артек” — центр круглогодичный, и для ребят, приезжающих не в каникулы, есть школа — кстати, единственная в Крыму аккредитованная в соответствии с федеральными стандартами. Ее здание напоминает средневековый замок. Входить в такое здание, безусловно, приятно. Но неудивительно, что детей особенно радует вариант, когда занятия проходят вне его стен. 
— Мы разрабатываем другое, нежели в традиционной школе, содержание образовательной деятельности, — рассказывает А.Каспржак. — Понятно, что ребенок, приезжая сюда, не очень-то хочет снова садиться за парту. Что мы сделали: используя технологии дополнительного образования, часть предметного содержания вывели во внеурочную деятельность. В хороших школах подобные вещи делают вне образовательного стандарта. То есть ребенок сидит 35 часов в неделю за партой, а потом уже добирает то, что ему интересно. Мы же нашли способ без ущерба предметному содержанию все вместить в образовательный стандарт. То есть дети получают все, что положено по стандарту, но в ином, более привлекательном для них формате.
Заместитель директора МДЦ “Артек” по образованию Юрий Ээльмаа   рассказал, как это выглядит на практике. Например, так. По стандарту полагается два часа истории в неделю. За смену (это три недели) набегает шесть. Все это время прессуется в один день, когда группа едет вроде бы на экскурсию в Херсонес, но при этом изучает историю, параллельно — гончарное дело, моделирует амфору из черепка — словом, решает многослойную задачу. Причем учит не только учитель — с ребятами едет вожатый, там их встречают археолог, экскурсовод… Туда же едет детский отряд журналистов — писать репортаж. 
— Мы ничего не изобрели, — уточняет Ю.Ээльмаа. — Тут синтез уже существующих технологий: исследовательская деятельность, проектная деятельность, международный тренд — out door learning, то есть обучение вне класса, технология BYOD — bring your own device, “принеси свой девайс”, и плюс комплекс современных педагогических технологий, которые надо было адаптировать под лагерь. Формат учебного процесса, в который это все вылилось, мы назвали СОМ — сетевой образовательный модуль, он использует среду вокруг и объединяет в единый сюжет лагерь, школу и дополнительное образование. 
Пилотная апробация СОМов, которая прошла в одном из лагерей “Артека” в апреле, дала очень хорошие результаты. В сентябре в формате СОМ будут работать уже 9 лагерей “Артека”. В формате классно-урочной системы останутся только русский, математика, физика и химия. 
Были подготовлены и отправлены в Минобрнауки методические рекомендации по использованию СОМ. МДЦ “Артек” имеет статус федеральной образовательной площадки, и для его педагогической команды очень важно, чтобы разработанные в “Артеке” образовательные технологии могли использоваться где-то еще. 
Технология — ключевое слово, оно часто повторяется в рассказах и директора, и его заместителя. Технология — это то, что переносимо в иную среду, то, что не зависит от личности учителя, а значит, может вытянуть образование на более высокий уровень в любой школе, и это для нашей страны, где добрая половина школ в небольших городах и селах, более чем актуально. 
Стоит заметить, что в “Артеке” ребята учатся круглый год, порой, похоже, даже не замечая того, что они учатся. В разработке образовательных программ активно участвуют организации — партнеры Международного детского центра, число которых уже перевалило за полусотню. Среди них — крупные российские корпорации (“Роскосмос”, “Росатом”, ОАК и другие), Федерация тенниса, Агентство стратегических инициатив, а также ведущие российские вузы, среди которых МГУ, МГТУ, МГИМО, Самарский аэрокосмический и Тюменский индустриальный государственные университеты. В “Массандре” дети вместе со специалистами закладывают лозу, знакомятся с тем, как делают вино, узнают, какие химические процессы при этом происходят. В Никитском ботаническом саду вместе с научными работниками сада изучают биологию. А с представителями Объединенной авиастроительной корпорации сами проектируют и строят летательные аппараты. Кстати, в день рождения “Артека” как раз проходили их испытания. И это был настоящий праздник!
Давайте подумаем?
Выяснилось, что среди партнеров “Артека” нет институтов РАН. Почему? Алексей Каспржак объясняет: переговоры с ФАНО идут, но если от вузов и корпораций отклик, как правило, очень быстрый и зачастую они сами проявляют инициативу, то в традиции академических структур — долго обсуждать, долго планировать. А дети приезжают в “Артек” уже сегодня. 
— Поймите правильно! Мне нужен образ успешного человека, в том числе и человека, добившегося успеха в науке, — горячо убеждает меня он. — Пока что я могу показать его косвенно: через вузы, из которых в “Артек” приезжают профессора, занимающиеся прикладными исследованиями, через специалистов корпораций. А вот с образом успешного представителя академической науки пока тяжеловато. Между тем я считаю очень важным, чтобы он тоже был здесь представлен. Мне кажется, что перспективу академической деятельности показывать детям надо. И очень хотелось бы найти партнеров, которые понимают, что в продвижении этого вида деятельности есть общие цели у меня и у академических институтов, что не только важно, но и необходимо нам делать это совместно. Передо мной такая задача стоит: я хотел бы показать детям весь спектр существующих для них в жизни возможностей и направлений. Но со стороны академических институтов понимания того, что нужно продвигать занятия фундаментальной наукой как модный и успешный способ жизнедеятельности, я не нахожу. А без этого понимания с их стороны я до ребенка не достучусь. Должна быть наша общая заинтересованность! Недостаточно того, что я считаю это нужным. Нереально, чтобы дети захотели заниматься научными исследованиями, при том исковерканном образе ученого как малообеспеченного человека, который создают современные медиа. Кто придет в науку сейчас? Придут те, для кого выбор предопределен. Но таких мало. Если мы хотим, чтобы эта отрасль росла, туда должны прийти и те, кто склонен к научным исследованиям, но не имеет опоры для выбора. А для этого нужна популяризация, продвижение — некий “промоушен”, говоря на языке рекламы.
У “Росатома” есть целый департамент, который занимается детством. Именно детством! Каким образом рассказать о деятельности огромной отрасли детям так, чтобы им захотелось в будущем прийти в нее работать? В нефтяной отрасли этим тоже занимаются. У корпораций, у вузов трансляция содержания их деятельности внутрь детской среды — как встроенная функция. Давайте в академических институтах мы тоже об этом подумаем?
“Артек” — не “Сириус”
По словам Алексея Каспржака, в регионах не всегда хорошо понимают, что эти два знаменитых детских центра различаются по своей концепции, по решаемым задачам. В “Сириус” приезжают ребята с уникальными способностями, отлично зарекомендовавшие себя в той или иной области, в которой и продолжают совершенствоваться в “Сириусе”, под руководством лучших учителей, ученых, мастеров своего дела. 
— Мне же важно другое — чтобы человек себя попробовал и получил очередное подтверждение собственных возможностей, здесь ребенку как бы прививают вкус к успеху, что, как правило, сказывается на всей его последующей жизни, — говорит директор “Артека”. — И моя роль в том, чтобы предоставить детям как можно больше вариантов самореализации. А вдруг человек, проявивший способности в каком-то деле, занимается им вовсе не потому, что оно ему нравится, а потому, что у него не было другого выбора? Образовательная система — это место проб и ошибок. 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото автора

 

На втором фото: Алексей Каспржак

На третьем фото: Юрий Ээльмаа

Нет комментариев