Новый ковчег? Запасной банк семян можно разместить на орбите.

Ученые Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П.Королева подвели предварительные итоги эксперимента по влиянию факторов космической среды на жизнеспособность некоторых дикорастущих растений.
Гвоздика и лен, чьи семена побывали в космосе, уже зацвели. По признанию ученых, “космические” цветы чувствуют себя прекрасно и заметно отличаются от своих “земных” собратьев более крупными размерами.
Эксперимент с дикорастущими растениями самарские биологи начали в 2013 году, отправив первую партию семян на космическом аппарате “Бион-М”. Годом позже на космическом аппарате “Фотон-М” в космос полетела вторая партия. В общей сложности, на орбите тогда побывали семена 19 видов редких растений. В первом полете на “Бионе” все семена находились в одних условиях. На “Фотоне” ученые разместили образцы в четырех разных модулях: обычном (как в “Бионе”), на поверхности космического аппарата и в двух гипомагнитных модулях — стандартном и дополнительно экранированном от воздействия радиации. Таким образом, на пробы семян космическая среда воздействовала с разным уровнем жесткости.
По возвращении с орбиты “семена-космонавты” были высажены в открытый грунт Ботанического сада Самарского университета. И наблюдение за ними показало, что даже если семена находились на поверхности космического аппарата, то есть в вакууме, без защиты от радиации, с минимальным уровнем гравитации, выращенные из них растения оказались не слабее своих собратьев с Земли. И это открывает возможность практической реализации амбициозной идеи создания в космосе резервного хранилища семян земных растений.
“Сейчас мы отправляем в космос растения, представляющие природную флору, а не “полезные” культуры. Мы хотим знать, как меняются растения, побывавшие в агрессивной среде. Есть у нас и отдаленная цель. Считаем, что на орбите может существовать резервное хранилище семян растений Земли, своего рода Ноев ковчег или генбанк, который будет защищен от земных катаклизмов и погодных изменений”, — рассказывает заведующая кафедрой экологии, ботаники и охраны природы Самарского университета Людмила Кавеленова (на снимке — справа).
В ближайшее время ученые Самарского университета намерены сформировать на территории Ботанического сада отдельный “космический” участок. Сейчас растения находятся в отделе флоры региона, где фактически воссозданы условия дикой природы. “Но мы знаем, что растения влияют друг на друга. Так, соседство молочая не очень хорошо сказывается на гвоздике, затеняет ее, подавляет своим фитополем. С другой стороны DW/E. Ibragimova выросла монарда — она относится к эфирномасличным растениям, что тоже может не нравиться соседям-космонавтам”, — сообщила детали начальник отдела флоры Ботанического сада Ирина Рузаева (на снимке — слева). На “космическом” участке будет всё упорядочено: растения первого и второго полета, их дети и правнуки, “контрольные” собратья.
Пополнение отряда “семян-космонавтов” ожидается в конце нынешнего десятилетия, когда предполагается запуск на орбиту спутника “Бион-М2”.
Центр по связям