Все в сеть! Запущено переформатирование системы СПО.

К 2020 году по меньшей мере половина учреждений СПО должна поднять качество обучения рабочим профессиям до уровня, отвечающего стандартам WorldSkills. Прообразами “колледжей будущего” объявлены межрегиональные центры компетенций (МЦК), создаваемые для концентрации ресурсов и обеспечения трансляции передовых образовательных программ и практик. Этим структурам отведена важная роль в реализуемом сегодня масштабном федеральном проекте, направленном на обеспечение подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями, — Проекте ТОП-50. В число его приоритетов также входит создание системы Национальных чемпионатов “Молодые профессионалы” (WorldSkills Russia). 
О том, как идет развитие сети МЦК, глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов доложил на июльском совещании Президента РФ с членами Правительства РФ. 
Первые семь МЦК создаются на базе Чебоксарского электромеханического колледжа, Казанского техникума информационных технологий и связи, Тюменского техникума индустрии питания, коммерции и сервиса, Губернаторского авиастроительного колледжа г. Ком­-
сомольска-на-Амуре, Уральского политехнического колледжа (Свердловская область), Ульяновского авиационного колледжа и Техникума им. С.П.Королева (Московская область). Как рассказал министр, в каждом из них будут организованы специальные учебные центры и тренировочный полигон. Предполагается, что МЦК оснастят на самом современном уровне, обеспечив условия для внедрения наиболее передовых отечественных и зарубежных технологий. “Имеется в виду именно то оборудование, которое используется в международных соревнованиях WorldSkills и которое необходимо для обеспечения мирового уровня подготовки по всем без исключения перспективным рабочим профессиям”, — уточнил Дмитрий Ливанов. Он также напомнил, что в 2016 году из средств федерального бюджета предусмотрено выделение 900 миллионов рублей, из бюджетов субъектов РФ — более 1 миллиарда рублей, а работодатели вложат в проект порядка 300 миллионов рублей. В каждом МЦК уже созданы наблюдательные советы, идут конкурсный отбор их руководителей, а также руководителей полигонов и учебных центров, процедуры закупки оборудования, подготовки преподавательского состава и т.д. 
Подробно принципы работы и основные задачи центров компетенций были представлены на вебинаре Национального фонда подготовки кадров (НФПК) “Организация деятельности сети ведущих региональных колледжей, обеспечивающих подготовку кадров в рамках Проекта ТОП-50” с участием 150 представителей ведущих колледжей страны. По словам руководителя отдела разработок систем обеспечения качества профессионального образования НФПК Алексея Перевертайло, помимо массовой подготовки кадров МЦК должны выполнять еще ряд задач федерального уровня. Учебные центры предназначены для апробации и внедрения лучшего опыта подготовки специалистов по профессиям ТОП-50, мониторинга реализации экспериментальных программ и качества обучения кадров, а также для отработки технологий проведения демонстрационного экзамена и обучения студентов из других субъектов РФ и т.д. 
МЦК — экспериментальная площадка для 43 федеральных УМО по группам профессий и специальностей СПО. К сентябрю ФГОС СПО будут модернизированы в соответствии с новыми параметрами качества программ подготовки, а для 10 профессий УМО при участии советов по профессиональным квалификациям будут разработаны новые образовательные стандарты. Тренировочные полигоны МЦК в первую очередь рассматриваются как площадки для подготовки национальной сборной к чемпионатам WorldSkills. Для эффективного взаимодействия МКЦ с Академией WorldSkills в каждом субъекте до конца 2016 года будут созданы региональные координационные центры. 
“МЦК — это модель опорного колледжа страны, если она себя оправдает, то будет распространена на всю систему СПО”, — пообещал Алексей Перевертайло. Кроме того, межрегиональные центры компетенций в связке с ведущими региональными колледжами должны регулировать сетевое взаимодействие учреждений среднего профобразования. Сегодня, по данным представителя НФПК, к числу ведущих, то есть обладающих мощными методическими, материально-техническими и кадровыми ресурсами, можно отнести около 300 колледжей и техникумов. Ожидается, что к 2020 году таких у нас в стране будет порядка полутора тысяч. 
Переориентация отечественного СПО на требования WorldSkills уже привносит изменения в образовательную деятельность в этой сфере. Так, по данным Департамента образования г. Москвы, на днях более 200 выпускников 30 московских колледжей сдавали экзамены по 22 компетенциям в соответствии со стандартами международного движения по повышению престижа рабочих профессий. Эти студенты стали участниками проекта по апробации проведения государственной итоговой аттестации по методике WorldSkills Russia (WSR) в форме демонстрационного экзамена. Впервые оценку за выполнение практической части итоговой государственной аттестации вместе с представителями работодателей выпускникам выставляли и сертифицированные эксперты WorldSkills. Количество набранных баллов будет зафиксировано в свидетельствах, которые молодые специалисты получат от московского координационного центра WSR. Членам экзаменационных комиссий вручат сертификаты экспертов WorldSkills.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта 

Нет комментариев