Поиск - новости науки и техники

Умеренность неуместна. Интеграции образования в СНГ пора придать темп.

Взаимодействие вузов России, Белоруссии и Казахстана способствует повышению качества высшего образования в этих странах, однако, по мнению представителей их ведущих университетов, сегодня наше сотрудничество необходимо активизировать и расширять. Таков главный вывод всех выступлений участников состоявшегося недавно видеомоста между Москвой, Минском и Астаной, организованного на площадке МИА “Россия сегодня”. 
В сфере высшего образования трех стран на данный момент решаются одни и те же основные задачи, включая переход на практико-ориентированное обучение, формирование университетских кластеров для наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и др. Как отметил в своем приветственном слове замминистра образования Республики Беларусь (РБ) Виктор Ягжик, для развития образования сегодня необходима и международная кластеризация вузов. В качестве примеров проверенных механизмов успешного взаимодействия он назвал академическую мобильность и сетевые университеты. “Образовательный кодекс дает нам возможность для развития кластерных форм межвузовского сотрудничества на практико-ориентированной основе”, – сообщил он, подчеркнув, что такое объединение усилий “способствует повышению качества образования и подготовке кадров, прежде всего, в странах с взаимосвязанными экономическими системами”. 
О пользе обмена опытом между вузами наших государств говорил в своем выступлении и ректор Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (РЭУ) Виктор Гришин. Сегодня в базовой структуре его вуза учатся порядка 100 студентов из РБ и около 60 из Казахстана, получающих образование на всех уровнях, включая аспирантуру. Заключены соглашения о сотрудничестве с университетами в Минске, Витебске, Алма-Ате, филиалы РЭУ действуют в обеих республиках. Между тем, как считает ректор, взаимодействие по линии ЕАЭС и СНГ расширяется куда менее активно, чем с университетами дальнего зарубежья. “Надо чаше собираться для развития сотрудничества”, – призвал Виктор Гришин. 
Проректор по учебной работе и информатизации Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Борис Никульшин выразил благодарность коллегам из РЭУ за содействие в становлении дистанционного обучения в его вузе. 
По мнению ректора Белорусского государственного технологического университета (БГТУ) Игоря Войтова, интерес к совместной работе появляется при участии в реализации серьезных долгосрочных проектов. В числе примеров он назвал, в частности, союзную программу “Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли” (шифр “Мониторинг-СГ”). Ее заказчиками стали “Роскосмос” и Национальная академия наук Беларуси, а среди участников есть несколько ведущих вузов РБ и России, включая Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана и НИЯУ “МИФИ”. В рамках этого проекта ученые БГТУ занимаются разработкой экспериментальной технологии и геоинформационной системы комплексного мониторинга земель лесного фонда, лесопользования и оценки пожарной опасности на основе использования материалов лесоустройства, радарной и мультиспектральной космических съемок высокого разрешения. 
Другие примеры межвузовского взаимодействия – совместная подготовка специалистов для строящейся в РБ атомной электростанции, взаимные стажировки и повышение квалификации преподавателей, проведение на базе БГТУ первого Евразийского горно-геологического форума с участием порядка 20 университетов стран ЕАЭС. 
По словам первого проректора Белорусско-российского университета (БРУ) Михаила Лустенкова, этот вуз стал “реальным примером интеграции образовательных систем России и Беларуси, одновременного действуя в правовом поле двух государств”. 
– Готовя специалистов по стандартам и программам как РБ, так и РФ, мы имеем возможность сравнить преимущества и недостатки обеих систем, найти оптимальные варианты и активизировать работу в данном направлении, – отметил проректор. 
В университете развивается практико-ориентированное обучение, студенты вовлекаются в научные исследования. Как рассказал Михаил Лустенков, в БРУ открыты малотоннажные наукоемкие предприятия, где разрабатывают и производят современную эндоскопическую технику, импортозамещающие электротехнические изделия и др. При них созданы студенческие конструкторские бюро, университет предоставляет инжиниринговые услуги, и в каждом сегменте этой деятельности задействованы студенты. Говоря о взаимодействии с внешними работодателями, проректор БРУ обратил внимание на проблему выстраивания отношений с небольшими предприятиями, где, как правило, решают лишь тактические задачи, не вкладываясь в долгосрочную перспективу. Поэтому университет более успешно налаживает связи с крупными производствами. 
Согласно статистике, в 2014-2015 годах в вузах РБ в общей сложности обучались почти две тысячи граждан РФ и 353 – Казахстана. Наибольшее число иностранных учащихся в университетах России – представители Республики Казахстан (почти 30%), на втором месте – белорусы (около 10%). Системы образования трех государств проректор по стратегическому развитию Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева Серикжан Канаев назвал “ниточкой”, которая после развала СССР позволила удержать, а затем и заметно укрепить связи между нашими странами. Не менее важным инструментом сближения в этой сфере, чем названные выше, он считает и культурный обмен. В его рамках на базе университетов открываются центры языка и культуры дружественных стран, а студенты участвуют в различных совместных мероприятиях, включая спортивные, с элементами патриотического воспитания. 
Обсудив направления, на которых наращивание темпов развития вузовского сотрудничества видится наиболее перспективным, представители высшего образования трех стран констатировали, что резервы нашего взаимодействия далеко не исчерпаны и каждая сторона готова к новым практическим шагам интеграционного процесса. 
Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев