Пытливый импульс. Разработана новая технология неразрушающего контроля.

Уникальный прибор лазерно-ультразвуковой диагностики материалов, созданный в Национальном исследовательском технологическом университете “МИСиС”, способен обнаружить мельчайшие внутренние дефекты с точностью до сотых миллиметра. 

Новые все шире используемые сегодня материалы — композиты и аддитивные покрытия — уникальны по прочности и легкости, но структурно неоднородны, поэтому развитие критического разрушения в них происходит стремительнее, чем в традиционных металлах.
Мельчайшие поры и дефекты в деталях авиационных механизмов при воздействии совокупности переменных напряжений в воздухе могут превратиться в магистральную (то есть по размерам сравнимую с функциональными частями самолета) трещину и стать причиной катастрофы. Для предотвращения разрушений наиболее значимые узлы лайнера должны проходить трехмерную экспертизу внутренней структуры, которая обнаружит дефектные очаги на самой ранней стадии.
Научный коллектив новой лаборатории НИТУ “МИСиС”, созданной в 2015 году в рамках Проекта 5-100, под руководством доктора физико-математических наук, профессора Александра Карабутова представил новую, не имеющую мировых аналогов технологию лазерно-ультразвуковой структуроскопии с уникальными возможностями для 3D-контроля материалов, деталей и изделий авиационной техники. 
Лазерно-ультразвуковой структуроскоп, разработанный учеными лаборатории, обладает повышенным пространственным разрешением (50 микрон) при сохранении большой глубины зондирования (до 40 миллиметров) и позволяет описать дефекты по их механическим характеристикам и форме, получая фактически 3D-модель детали.
По словам руководителя проекта Александра Карабутова, “в отличие от традиционного УЗИ, в лазерно-ультразвуковой структуроскопии для создания зондирующих импульсов используется лазер, а для регистрации эхо-сигналов — сверхширокополосные пьезоприемники. Это позволяет повысить в 6-10 раз пространственное разрешение УЗ-контроля, а также его чувствительность, получать количественную информацию о состоянии материала — упругих модулях, пористости, напряженных состояниях, различать жесткие и мягкие неоднородности. Измерения могут быть автоматизированы, что повышает достоверность контроля”.
Ультразвуковой пучок, создаваемый лазерным импульсом, обладает рядом уникальных характеристик, которых практически невозможно добиться традиционными средствами: “сверхкороткие” импульсы, сохранение четкой формы сигнала, узкий ультразвуковой пучок без боковых помех. Это позволяет проводить контроль деталей в условиях, когда другие методы неэффективны, например обнаружить расслоение между последовательными слоями композитного материала.
Опытный прототип разработанной автоматизированной системы неразрушающего контроля успешно опробован для контроля углепластиковых кессонов крыла нового российского ближне-среднемагистрального пассажирского лайнера, в том числе и при нагрузочных испытаниях.
Первая партия инновационных лазерно-ультразвуковых дефектоскопов уже запущена в мелкосерийное производство и планируется к применению в отечественной авиакосмической промышленности.
По сообщению пресс-службы 
НИТУ “МИСиС”
Фото с сайта http://misis.ru

 

Нет комментариев