Пострадал от эскулапа

Сибирские ученые воссоздали картину нейрохирургической операции, произведенной 3000 лет назад. Подробности — в The Siberian Times.
Как сообщает издание, мужчина, принадлежащий культуре, сходной с Карасукской культурой, но не ее представитель, чей череп был найден в прошлом году в могильнике бронзового века Нефтепровод II в археологической зоне Анжевский к югу от города Канска Красноярского края, умер в возрасте от 30 до 40 лет, а отметка на его черепе свидетельствует о хирургической операции. Возможно, после нейрохирургического вмешательства пациент еще прожил какое-то время, потому что на его левой теменной кости обнаружены признаки заживления наряду с признаками воспаления на костных пластинах. Есть подозрение, что смертельным стал продолжительный послеоперационный воспалительный процесс. Считать описываемый случай самым древним примером трепанации черепа в Сибири нет оснований — известны подобные открытия, датируемые палеолитом. Как отмечает один из авторов исследования, в прошлом хирург, а ныне сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Сергей Слепченко, “залогом подобной успешной операции было полное доверие и уверенность пациента в том, что хирург имел все необходимые навыки и знания”. Чтобы свести болевые ощущения к минимуму, вероятно, использовались наркотические средства, которые вводили пациента в состояние измененного сознания. Ученые полагают, что древние нейрохирурги использовали такие применяемые в шаманских практиках растения, как можжевельник и тимьян. В случае с операциями бронзового века наиболее вероятным обезболивающим была марихуана.
Пациента, находящегося под воздействием наркотических веществ, укладывали головой на колени хирурга. Проводить операцию помогал ассистент, который растягивал кожу по краям раны, чтобы открыть путь для инструментов, обтачивающих кость. “Такое рассечение кожи головы было описано в работе Гиппократа через 600 лет после этого случая сибирской трепанации черепа”, — отметили археологи. Отверстие выскабливалось до твердой мозговой оболочки, после чего прикрывалось кожей. Неясно, как проводилась дезинфекция и как обрабатывалась рана, однако некоторые этнографические документы указывают на соблюдение этих процедур. Какой именно инструмент применялся в ходе операции, неизвестно, но, по мнению ученых, это был не просто нож, а скребок, используемый специально в медицинских целях, хотя в могиле человека с трепанацией черепа никаких орудий найдено не было. Реконструкция древней хирургической операции сибирскими учеными опубликована в международном журнале по остео­археологии (International Journal of Osteoarchaeology).