Грядет телепортация

Запуск первого в мире спутника для испытания возможностей квантовой связи в космосе состоялся в Китае. Об этом сообщают Physicsworld.com; Xinhua.
Миссия под названием “Квантовые эксперименты в космическом масштабе” (англоязычная аббревиатура QUESS от Quantum Experiments at Space Scale) недавно стартовала в Центре запуска спутников Цзюцюань на севере Китая. Как сообщает портал Physicsworld.com, в течение ближайших двух лет аппарат “Мо-Цзы”, названный так в честь древнекитайского философа, будет демонстрировать квантовую связь между Землей и космосом и протестирует квантовую запутанность на беспрецедентных расстояниях. Разработка совместного между академиями наук Китая и Австрии проекта QUESS стоимостью в 100 миллионов долларов началась в 2011 году. После запуска 600-килограммовый спутник должен встать на околоземную орбиту на высоте 500 км. Главный прибор космического аппарата — интерферометр “Саньяка”, с его помощью можно генерировать два запутанных инфракрасных фотона, то есть частицы света взаимозависимых состояний, представляющие собой физическую основу квантовой коммуникации. Передача информации о квантовом состоянии посредством разъединенной в пространстве запутанной пары квантовых частиц называется квантовой телепортацией.
Основная цель проекта QUESS заключается в демонстрации квантового распределения ключа между спутником и двумя наземными станциями — 25-метровым телескопом “Наньшань” в Cиньцзяньской астрономической обсерватории (Xinjiang Astronomical Observatory) на западе Китая и Обсерваторией Синлун (Xinglong Observatory) в горах Яньшань, в 200 км к югу от Пекина. Квантовый ключ — это последовательность единиц и нулей, кодирующая квантовое состояние частиц и защищенная от перехвата. Ранее физики продемонстрировали разделение запутанных фотонов на расстоянии 300 км от Земли, но тогда наблюдалось рассеяние передаваемых между телескопами по оптоволокну световых частиц, возможно, из-за атмосферной турбулентности. В китайско-австрийском космическом проекте планируется осуществить телепортацию состояния запутанных фотонов на расстояние 1200 км. Группа под руководством Цзянь-Вэй Пана (Jianwei Pan) из Университета науки и технологии Китая (University of the Science and Technology of China) вместе с Антоном Цайлингером (Anton Zeilinger) из Университета Вены (University of Vienna) будет также создавать межконтинентальный канал квантового распределения ключа между Пекином и Веной с возможностью вовлечения в него станций в Италии и Германии, что позволит проложить путь будущему квантовому Интернету. Сеть спутниковой квантовой связи Китай планирует создать к 2030 году.