Календарь Венеры

Новый анализ известного древнего текста майя выявил описание движения Венеры. С подробностями — ScienceAlert.
Анализ Дрезденского кодекса, хранящейся в Саксонской государственной библиотеке одной из четырех известных рукописных книг майя, показал, что ученые этой цивилизации более тысячи лет назад делали выдающиеся астрономические открытия. Как сообщает издание ScienceAlert, данные, приведенные в тексте под названием Календарь Венеры, не просто нумерологические выкладки, как предполагалось ранее, но являют собой пионерскую форму ведения научных записей, что имело для майя огромное значение. Новое исследование Дрезденского кодекса провел Герардо Алдана (Gerardo Aldana), антрополог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (University of California, Santa Barbara). По его словам, человек, который был свидетелем небесного события, находясь в определенном месте в определенное время, “сотворил математическую инновацию”. Открытия Алданы публикует Journal of Astronomy in Culture. Для прочтения Календаря Венеры майя автор применил методы эпиграфики — вспомогательной исторической дисциплины, которая изучает содержание и формы надписей на твердых материалах, а также археологии и астрономии. Дрезденский кодекс, к слову, написан на листах пергамента из оленьей кожи. По мнению Алданы, рукопись, содержащая математические поправки, была создана в городе Чичен-Ица под конец поздней классической эпохи майя с 800 по 1000 год нашей эры. “Математическая изощренность” текста, которая долгое время расценивалась как нумерологическая причуда, подразумевает поправки, вносимые в неравномерный период обращения Венеры, равный 583,92 суток, в связи с високосными годами.
По мнению Алданы, описание движения Венеры и построение календаря майя были основаны на многовековых астрономических наблюдениях, проводимых с I века нашей эры. Ученый считает, что в текстах о Венере переходный глагол k’al имеет значение не “повязываю” или “держу”, как предполагалось, а “вкладываю”, отсюда и вывод о необходимости внесения поправок в расчеты. Если новая интерпретация Календаря Венеры верна, это означает, что ранние записи майя были не просто нумерологическими упражнениями, основанными на математических вычислениях, но большим научным достижением, базирующимся на обширных наблюдениях, подчеркивает исследователь. Значительную часть Дрезденского кодекса составляют астрономические таблицы, включающие, помимо Календаря Венеры, также расчеты по полному циклу оборота Луны и таблицы лунных затмений. Имеются в нем и графики ритуалов в соответствии с циклами небесных светил, рассчитанные для 260-дневного календаря, наряду с описанием новогоднего ритуала и ритуалов в честь богов дождя.