Ставьте на результат. У кого больше шансов на господдержку?

Признаться, не ожидала, что в одном из центральных залов Дома Правительства Калужской области 6 сентября соберется так много народу. Потому что тема предстоящей конференции — “Меры и условия государственной поддержки в рамках Федеральной целевой программы “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы” — касалась организаций науки и высшей школы. А Калуга в этом отношении, согласитесь, не Москва, НИИ и вузами не богата. Но, видимо, получение государственной поддержки на деятельность в сфере исследований и разработок сегодня начинает волновать не только научное сообщество, но и наукоемкий бизнес и, соответственно, исполнительную власть, заинтересованную в развитии экономики области. Вот представители этих страт общества и составили ту пару сотен человек, которые собрались послушать, как, на что и при каких условиях, занимаясь наукой, можно получить деньги от государства, участвуя в ФЦП ИР.
С приветственным словом к собравшимся, в основном людям до 40 лет, обратился министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев. Он задал тон обсуждению, призвав к участию в ФЦП не только исследователей, которые занимаются прикладными разработками, но и сами калужские компании. Мол, мы все трудимся во имя благополучия и безопасности нашего государства, но этой цели трудно достичь без регионального взаимодействия, без формирования крепких связей в сфере исследований и разработок. 
Следом механизмы возможного участия, объемы финансирования и основные блоки ФЦП ИР представили два докладчика — Олег Арбузов (на верхнем снимке), начальник отдела Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки РФ, и Алексей Скуратов, сотрудник отдела информационно-аналитического и организационного обеспечения ФГБНУ “Дирекция НТП”. 
Олег Александрович довольно подробно рассказал о ФЦП ИР в сравнении с другими госпрограммами и грантовой деятельностью фондов, о преемственности второго, нынешнего, этапа программы 2014-2020 годов к первому — периода 2007-2013 годов, особенностях последних конкурсов и их приоритетах, а также о достигнутых результатах… Запомнилось несколько цифр по 2015 году, например резкое перевыполнение показателей по публикациям в научных журналах с высоким индексом цитирования (намечено было 960 статей — вышло 1560). Так же по патентам: обещали получить 400 штук — удалось 778. Одновременно произошло заметное омоложение исследователей, принимающих участие в ФЦП ИР: средний возраст должен был снизиться до 46 лет, а “упал” до 40. Причем тех, кому меньше сорока, уже 62% (а надеялись всего на 33%). То есть российский ученый, активный в исследованиях, сегодня большей частью не “с сединою на висках”. Постепенно меняется и отношение к науке бизнеса: в рамках ФЦП ИР внебюджетных средств собирались привлечь 5,3 миллиарда рублей, а сумели задействовать 8 миллиардов. Вот только новых рабочих мест создано, судя по презентации, за 2015-2016 годы не более, чем планировали, — 0,01 тысячи (десять!). И это при том, что по ФЦП ИР у исполнителей 780 индустриальных партнеров? Да какие — “Лукойл”, РУСАЛ, SUEK, “Маяк”, “Северсталь”, “Мотовилиха”… Остается надеяться, что результат проектов проявляется не в росте числа занятых на производстве, а в новых компетенциях уже работающих людей. Размещены, правда, индустриальные партнеры в основном в Центральном, Приволжском, Сибирском да Северо-Западном округах, а в остальных совсем понемногу. Привел О.Арбузов и данные по Калужской области: подавали на ФЦП ИР 2014-2020 годов 75 заявок, достойными поддержки оказались всего 15 проектов, что дало участникам в целом 651 миллион рублей. К ним исполнители проектов добавили еще 400 миллионов рублей внебюджетных средств. Неплохо, хотя сейчас среди 22 субъектов Российской Федерации, заметно занимающихся этим делом, Калужская область на 11-м месте по софинансированию научных проектов. Однако в ФЦП ИР 2007-2013 годов область участвовала активнее и денег на исследования получала от Минобрнауки заметно больше. О чем это говорит? О том, что ситуация изменилась: теперь поддерживают только те проекты, которые заканчиваются конкретным результатом — опытным образцом, опытно-конструкторской разработкой, а то и технологией. Цель ФЦП ИР в первую очередь — поддержка прикладных научных исследований…
О механизме этой поддержки подробно рассказывал Алексей Скуратов, причем и на пленарном заседании, и на круглом столе, где обсуждали практические аспекты участия в гос­программах поддержки сферы исследований и разработок. Хорошо, что организаторы конференции (прежде всего — Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур) с ходу объявили, что вопросы можно задавать докладчикам сразу, как они закончат свои сообщения. Вопросы и посыпались. О.Арбузову пришлось говорить и о возможности продолжения поддержки уникальных установок (ответил, что в этом году конкурсов не будет, планируется на следующий), и о задержке с поступлением средств по мероприятию 1.2 и 1.3. Спрашивающий из Калужского госуниверситета интересовался: “Если мы деньги за первое полугодие получили в мае, то за второе полугодие когда?” Докладчик уверенно ответил, что во втором полугодии, и даже заметил, что “субсидия — возмещение затрат, а не аванс”. Но ученый КГУ не отступал: “Мол, как же так — есть соглашение, где все оговорено, и оно должно соблюдаться”. Тогда представитель Минобрнауки попросил показать ему документы. 
Выходит, год за годом хоть и отрабатывают, совершенствуют схемы взаимодействия, а без ручного управления никак.
Алексея Скуратова расспрашивали о возможностях участия в ФЦП всё больше перспективные индустриальные партнеры в лице предприятий разной производственной мощности. Некоторые явно дозрели до того, что взялись бы за отдельные проекты без дополнительных участников — ученых вузов или НИИ, силами своих исследовательских групп. 
Интересно, что на совещание приехали и участники ФЦП ИР из других регионов. Так, Борис Павлов, заслуженный экономист России и Татарстана, глава “Дирекции федеральных целевых и региональных программ” из Казани, сделал несколько предложений по актуализации тематики работы с промышленными инновационными кластерами и повышению эффективности НИОКР. Он, например, считает, что сегодня продвижению инновационных проектов мешает отсутствие кадров, подготовленных для реализации инновационных проектов как единого непрерывного процесса. А Константин Горобцов, городской голова Калуги, уверял, что в условиях жесткой международной конкуренции нужно организовать в их городе Российский национальный сертификационный центр. Для сертификации в нем продукции, перспективной для зарубежных рынков, прежде всего ЕС. В Калуге для такого центра, заверил Константин Михайлович, найдутся как условия, так и кадры. 
Вадим Чернышев, директор Калужского ЦНТИ — филиала ФГБУ “Российское энергетическое агентство”, рассказал о создании общесистемной базы данных промышленных инноваций, которую ведет РЭА по заказу Минэнерго и Минпромторга. Базы такого типа актуальны сейчас уже потому, что нужды импортозамещения заставляют нас создавать новые технологии, способные прийти на смену той зарубежной продукции, тех компонентов, которые используются в крупных энергетических компаниях. Причем в деле как добычи полезных ископаемых, так и переработки, транспортировки и распределения по регионам получаемой продукции. Чернышев видит здесь обширное поле деятельности для малых инновационных предприятий, которые могут найти себе нишу в импортозамещении. Он говорил о создании единой информационной площадки для взаимодействия всех участников в сфере научно-технических инноваций на территории Калужской области и налаживания взаимодействия с иностранными партнерами при реализации инновационных проектов. 
Анатолий Сотников, генеральный директор АО “Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области”, рассказал о том, как их агентство способствует поддержке малых наукоемких и инновационных предприятий.
Завершил пленарное заседание Владимир Коннов, генеральный директор АНО “Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур”. Из его сообщения запомнилось, что сегодня в ФЦП ИР принимают участие вузы, научные центры и прочие наукоемкие структуры 56 регионов РФ. А только еще собирающиеся участвовать в программе записали адрес этого центра — потому, что при подготовке заявок могут обратиться туда с вопросами по своим проектам и бесплатно получить необходимую консультацию. Для многих это оказалось бы настоящим спасением, потому что до сих пор, сказал В.Коннов, огромное количество заявок отклоняются по формальным признакам. 
Вот эти досадные промахи и были рассмотрены во второй части конференции, где на круглом столе разбирали типичные примеры таких неудачных заявок О.Арбузов, А.Скуратов, а также советник АНО “ЦИАППО органов исполнительной власти и правоохранительных структур” М.Сергеев.
Елизавета ПОНАРИНА
Фото автора

Нет комментариев