Заслон опасным связям. Ученые рушат коммуникации между микробами.

Ученые Оренбургского госуниверситета предложили новый метод борьбы с микроорганизмами. Они создают из лекарственных растений антибактериальные препараты, направленные против химической коммуникации между микробами.
Проект инженера-микробиолога Анны Толмачевой “Ресурсный потенциал лекарственных растений Оренбургской области как источников нового класса соединений — ингибиторов системы кворум-сенсинга бактерий” получил поддержку на областном уровне. Как объясняет ученый, бактериальные клетки существуют в сообществе себе подобных и используют сложные системы межклеточной химической коммуникации — Quorum sensing (QS) — для лучшего приспособления к меняющимся условиям окружающей среды.
QS контролирует множество процессов жизнедеятельности микроорганизмов, в том числе и такие важные для биомедицины, как выработка факторов вирулентности (способности заражать), устойчивость к антибиотикам и формирование биопленок (множества микроорганизмов, прикрепленных друг к другу на какой-либо поверхности).
— Группа молодых ученых экспериментально исследовала лекарственные растения Оренбургской области как источники нового класса соединений, подавляющих течение физиологических и физико-химических процессов бактерий, — рассказывает Анна. — Были выбраны 20 растений, которые используются в традиционной народной медицине для лечения и профилактики инфекционных заболеваний: тысячелистник, толокнянка, береза, череда, ноготки, чистотел, сабельник, можжевельник, багульник, ромашка, подорожник, дуб, шиповник, шалфей, одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка и другие. Из настоев и отваров получили порошок, на основе которого делали растворы для тестирования на чистых культурах микроорганизмов. Исследуемые биопробы выдерживались сутки в термостате, после чего регистрировался прямой антибактериальный эффект и антиQS-эффект (отсутствие коммуникаций между клетками). Ученым удалось рассмотреть лекарственные растения с точки зрения их применения против бактериальных инфекций, вызванных микроорганизмами с QS-зависимыми системами патогенности.
— Новизна исследования заключается еще и в определении наиболее эффективных композиций из цельных экстрактов лекарственных растений, которые в таком комплексе значительно дополняют активность друг друга, — отмечает А.Толмачева.
В течение следующих трех лет будут проводиться разработки лекарственных средств в виде жидкостей, таблеток и мазей.
Пресс-служба ОГУ