Броня для подсознания. Операторов военно-технических систем оградят от деструктивных воздействий.

Эволюционирует не только человек, но и, как ни печально, методы борьбы с ним. Те, что связаны с физическим уничтожением, — войны, террористические атаки — лишь часть используемого для этого. Есть и другое направление, главный объект влияния которого — подсознание мыслящих существ. Нередко мишенью становятся именно те, кто стоят на страже мирной жизни. Как предотвратить угрозу невидимого нападения? Один из аспектов непростой проблемы изучает доцент Научно-инновационного центра ракетно-космических исследований доктор педагогических наук Игорь ДРОБОТ. Его научный проект, поддержанный грантом Президента РФ, посвящен исследованию эффектов и технологической защиты от деструктивного воздействия на операторов сложных военно-технических систем. Наш корреспондент попросил ученого раскрыть подробности стратегически важной темы.

— Одна из главных задач, связанных с обеспечением обороноспособности страны, — поддерживать высокий уровень состояния современного вооружения, военной и специальной техники, — говорит Игорь Сергеевич. — В нашем случае это, в основном, автоматизированные системы управления войсками и оружием. Не менее важный вопрос — профессионализм занятых здесь специалистов — военнослужащих и гражданского персонала, которые выполняют функции операторов, дежурных сменпунктов управления. Они вводят данные, необходимые для работы аппаратуры, принимают, оценивают и обрабатывают информацию (поступающую как с нижних, так и с верхних звеньев управления), контролируют состояние вооружения, военной и специальной техники, а также выполняют другие задачи управления автоматизированной системой, обеспечивающие гарантированное применение вооружения по назначению. 
— От кого или чего может исходить деструктивное воздействие? Имеется в виду только намеренное вмешательство или и какие-то другие факторы?
— Деструктивные воздействия могут быть естественного, антропогенного, техногенного или другого происхождения. Во многом это результат влияния среды, в которой работает оператор. Уровни опасного влияния на него зависят от характеристик среды и длительности пребывания человека в опасной зоне. Источниками такого воздействия могут быть различные излучения — электромагнитные, ионизирующие, радиоизлучение, которые оказывают воздействие на служащего. 
Они негативно влияют на здоровье и работоспособность людей, причем последствия могут проявляться не сразу. Результаты подобных воздействий “сбивают” нормальное функционирование организма, способны привести к снижению иммунитета и перестройке работы биохимических процессов на клеточном уровне. Человек быстро утомляется, становится раздражительным, снижается общая работоспособность, развиваются нервно-психические и сердечно-сосудистые заболевания.
Мы планируем также изучить последствия психологического, информационного и педагогического воздействий (внушение, поступающая информация от СМИ и т.п.). Они могут иметь непреднамеренный характер, а могут и специально создаваться для снижения профессиональной надежности, работоспособности, ухудшения внимания операторов. Сейчас есть технологические возможности широкомасштабного скрытого техногенного воздействия на состояние людей, находящихся на определенной территории.
— Какие существуют способы защиты от всего этого? 
— Скрытые формы носят, как правило, характер низкоинтенсивных подпороговых сочетанных физических и химических воздействий. Об этом говорят результаты медицинских и психологических исследований характеристик адаптационных механизмов субъектов деятельности. Нынешние технологии защиты от внешних деструктивных воздействий на состояние человека, как правило, сводятся к профилактике и проведению разовых мероприятий. Актуальными задачами остаются выявление эффектов такого воздействия, профилактика и защита от него, мониторинг состояния субъектов деятельности. Все это необходимо для обеспечения эффективной работы операторов сложных военно-технических систем.
Профессиональная надежность работника характеризуется его способностью к сохранению оптимальных для выполнения поставленных задач параметров (работоспособности, бдительности, помехоустойчивости) в течение определенных промежутков времени и при различных усложнениях обстановки. Подготовка операторов сложных военно-технических систем должна включать мероприятия по повышению надежности персонала, учитывать современные достижения психологии, педагогики, психофизиологии, акмеологии, других наук.
Действия человека, его динамические стереотипы, в соответствии с теорией функциональных систем, происходят в виде поведенческих и психических актов, это последовательно сменяющие друг друга стадии. Дискретные отрезки психической и поведенческой деятельности от потребности к ее удовлетворению рассматриваются системоквантами жизнедеятельности. Системоквант — какая-то часть деятельности, отдельная операция, действие, имеющая завершенный характер. Например, это выполнение операции по вводу информации в автоматизированную систему управления, контроль исходного положения, подготовка к запуску образца вооружения.
— Как все это вы используете в своей работе?
— Во время исследований мы определяем оптимальное (“эталонное”) состояние оператора при успешном выполнении предназначенных задач. “Прибором” для обнаружения воздействий (излучений, влияний, полей) служит он сам. Воздействия, деструктивно изменяя внешнюю среду, влияют на биологическую и физическую природу человека. Мы используем современные методы контроля состояния операторов с применением аппаратно-программных комплексов (АПК) мониторинга адаптационных возможностей организма: АПК “ВИКА-БОС” (авторы — Александр Иванович Коломийцев, Владимир Ильич Кривоконь, Валерий Борисович Титов) и АПК “Метатрон” (разработчик — ООО “Институт прикладной психофизики”, Омск). Затем прогнозируем, как изменится состояние субъекта деятельности в результате воздействия, и подбираем способы и приемы защиты от таких воздействий. Подбор проводим индивидуально для каждого оператора. Впоследствии данные обобщаются.
— Каких результатов предполагаете достичь в ходе работы над проектом? 
— Мы планируем изучить механизмы и возможности деструктивных воздействий на психофизиологическое и психическое состояние специалистов, выявив вредоносные воздействия информационно-психологического характера на операторов сложных военно-технических систем. Определим пути быстрого обнаружения негативного влияния, разработаем технологию защиты от него.
Раньше психофизиологическая аппаратура (аппаратно-программные комплексы диагностики состояния человека, получившие в последнее время распространение в клинической медицине) не позволяла быстро и точно оценить неосознанные действия. Определение системоквантов жизнедеятельности даст возможность обеспечить структурирование не только процесса деятельности, но и профессионализации специалистов. 
Регистрация изменения состояния оператора, а также выявление причин такого изменения (установление источника воздействия) должно быть не разовым, а непрерывным мероприятием. Момент, когда это произошло, необходимо определить с минимальной задержкой, чтобы принять срочные организационные, психологические или медикаментозные меры для предотвращения нештатных ситуаций. Сегодня есть несколько вариантов построения таких моделей. Они могут разрабатываться на основе фиксации изменения состояния работников систем. Используется пошаговый алгоритм скорейшего обнаружения момента изменения состояния оператора под влиянием внешних деструктивных воздействий.
Расскажу немного о нашей научной команде. Соисполнители проекта — молодые ученые Военной академии РВСН им. Петра Великого, уже имеющие определенные наработки в данной области и проявившие способности к творческой деятельности.
Владимир Николаевич Костин, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры военной акмеологии и кибернетики, имеет опыт организации и проведения научных исследований, занимал должность начальника научно-исследовательской лаборатории Военной академии РВСН им. Петра Великого. Сфера научных интересов — развитие субъектности военных специалистов, вопросы управления вниманием, информационное сопровождение военных операций.
Владимир Владимирович Тимченко, адъюнкт первого года обучения кафедры военной акмеологии и кибернетики, занимается исследованием профессионально важных качеств офицеров-выпускников в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Его работа направлена на обеспечение профессиональной надежности дежурных расчетов и смен соединений, частей и подразделений, которые непосредственно решают боевые задачи. 
Константин Александрович Зайцев, курсант второго курса Военной академии РВСН им. Петра Великого, — активный участник военно-научного общества курсантов, имеет несколько научных публикаций и интересуется вопросами внедрения инновационных образовательных технологий в современном военном вузе. Кстати, дедушка Константина участвовал в исследованиях по активизации познавательной деятельности обучающихся, которые проводились в 1980-х 
в Военной академии им. Ф.Э.Дзержинского (так до 1997 года называлась Военная академия РВСН им. Петра Великого). Молодой исследователь нашел и изучил почти все научно-исследовательские работы, исполнителем которых был его дед, Юрий Анатольевич Зайцев.
С таким составом команды можно проводить исследования разных уровней — от теоретико-методологического до исполнительского.
Задачи по выполнению гранта распределены так, чтобы каждый участник проявил свой научно-профессиональный потенциал, оказал помощь менее квалифицированному члену коллектива, смог воспользоваться знаниями и навыками старшего товарища и, кроме того, оценил свой собственный вклад в достижение общей цели исследования.
Василий ЯНЧИЛИН
Иллюстрации предоставлены И.Дроботом
На иллюстрации: АПК Метатрон

Нет комментариев