Сократить дистанцию. Вузам рекомендовано прислушаться к работодателям.

Проблематика современного инженерного образования была сформирована порядка десяти лет назад, однако до сих пор механизмы его развития и совершенствования не сложились в систему, а многие вопросы, поставленные на повестку дня в середине двухтысячных, все еще не сняты. За эти годы государство приняло ряд мер, направленных на повышение качества подготовки кадров для отраслей, нуждающихся в специалистах с техническим и технологическим образованием, созданы условия для его системной и эффективной оценки. В вузах выросло число бюджетных мест на соответствующие специальности, в 2014 году появился Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК), и сегодня действуют более 20 созданных им отраслевых советов. Работодатели все активнее участвуют в формировании программ колледжей и университетов, в подготовке молодых специалистов и оценке компетенций выпускников. Но все ли сделало государство и только ли от него зависит коренное изменение ситуации на рынке труда? Об этом говорили участники круглого стола “Общественная оценка эффективности инженерного образования России”, состоявшегося на днях на площадке информационного агентства “Интерфакс”.
Без широкого включения работодателей в процесс обучения студентов колледжей и вузов, реализующих программы инженерного профиля, спрос на компетентных специалистов вряд ли может быть удовлетворен в полной мере. С этим давно согласились все стороны рынка труда. Как заметил вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА России” Юрий Песоцкий, особенно “чувствительны” к качеству подготовки выпускников средние и малые предприятия, поскольку крупные имеют возможность самостоятельно доучивать выпускников “под себя”. По-прежнему хлопотно и накладно передавать оборудование в профильные учебные заведения, но налоговые преференции, которые могли бы решить этот вопрос, как и проблему организации производственной практики студентов, все еще не введены. При этом, по словам вице-президента, именно подписание договора о практике нередко так и остается единственным реальным шагом к взаимодействию образовательного учреждения и работодателя.
Юрий Песоцкий напомнил также о том, что Федеральный закон “Об инженерной (инжиниринговой) деятельности в РФ” все еще остается неутвержденным проектом и нормативно закрепленной стратегии подготовки инженерных кадров у страны нет. Что же предпринимает в существующих условиях “ОПОРА России” — солидное сообщество представителей оте­чественного бизнеса? Как рассказал вице-президент “ОПОРЫ России”, ее сотрудничество с учебными заведениями началось с организации конкурсов. Например, на лучший студенческий бизнес-проект или бизнес-план. Такого рода деятельность позволяет сделать имидж учебных заведений технического профиля более привлекательным и повысить интерес к предпринимательской деятельности среди учащихся. 
Востребованным как среди работодателей, так и в образовательной сфере стал проект по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Эту работу “ОПОРА России” проводит в течение пяти лет, а недавно по ее результатам был составлен рэнкинг (таблица) аккредитованных программ. Он обобщил итоги исследования качества образования в России, проводившегося в 2014-2016 годах. В рэнкинге представлена информация о наиболее востребованных в различных отраслях экономики образовательных программах, а также сведения о реализующих их организациях. Ресурс разделен на пять групп: “Инженерное дело, технологии и технические науки”, “Науки об обществе”, “Математические и естественные науки”, “Медицинские и сельскохозяйственные науки”, “Педагогические и гуманитарные науки, искусство и культура”. Внутри разделов программы распределены по рангам в соответствии с результатами заключения экспертов от работодателей.
Сегодня определенным эталоном для программ учреждений профессионального образования становятся профессиональные стандарты. Насколько подготовка выпускника университета или колледжа должна соответствовать критериям профессиональной квалификации? По данным генерального директора Национального агентства развития квалификаций Александра Лейбовича, примерно на 70%. “Чем дальше то или иное учебное заведение продвинется к тому, чтобы его выпускники в наибольшей степени отвечали требованиям работодателей, тем лучше, — считает гендиректор. — Разумеется, этот принцип следует соблюдать не в ущерб общей подготовке, от которой также зависит качество квалификации… Было бы ошибкой думать, что работодатели заинтересованы только в узких компетенциях под конкретное рабочее место. Любые опросы, которые мы проводим, показывают, что их требования всегда шире узкопрофильных компетенций. Эти противоречия иногда искусственно создаются, чтобы объяснить неудачи и ошибки в образовательном процессе конкретных организаций”. 
Александр Лейбович считает риторическим вопрос о вовлечении работодателя в процесс улучшения качества образования, поскольку такое вовлечение уже состоялось. Он сообщил, что НСПК включил в список аккредитующих организаций порядка 10 крупных отраслевых ассоциаций. В их числе — Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, РОСНАНО, “Росатом”, Федерация рестораторов и отельеров РФ и др. При этом преобразующее воздействие бизнеса на качество подготовки молодых специалистов, по мнению А.Лейбовича, чересчур опосредованно, забюрократизировано, “обременено большим количеством формальных промежуточных этапов и документов”. Дистанция, в начале которой находится профстандарт, фиксирующий потребности работодателей, а в конце — оценка качества подготовки выпускника через аттестацию или независимую оценку квалификации, должна быть сокращена, а процедуры на промежуточных этапах (изменение образовательного стандарта, совершенствование программ обучения и т.д.) необходимо упростить. 
Принятый в 2016 году Федеральный закон “О независимой оценке квалификации” позволяет, в частности, дать выпускникам дополнительную профессиональную оценку, повысив тем самым их капитализацию на рынке труда. Александр Лейбович уверен: для того чтобы этот и вышеперечисленные механизмы повышения качества подготовки инженерных кадров заработали эффективно, необходим постоянный диалог между сторонами данного процесса. 
По мнению заместителя руководителя Центра профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) Аллы Факторович, взаимопонимания не хватает и для более широкого применения такого инструмента совершенствования инженерного образования, как профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Вузы, на ее взгляд, все еще довольно сдержанно относятся к такому способу получения оценки качества их “продукта” со стороны непосредственных потребителей. 
Представитель ФИРО напомнила, что появление НСПК и отраслевых советов позволило снять проблемы выбора аккредитующих организаций, подтверждения компетенции экспертов и формирования методологии профессионально-общественной аккредитации: “Советы стали выразителями консолидированной позиции бизнес-сообщества. От имени своих отраслей они выражают мнение работодателя и оценивают профильные программы подготовки по определенным квалификациям”. Эксперт считает, что образовательным организациям необходимо понять: получение такой оценки подвигает их к самосовершенствованию, развитию, способствует повышению конкурентоспособности, а в конечном итоге и выживаемости.
Татьяна ВОЗОВИКОВА 

Нет комментариев