Войти в окружение. Новые перспективы лечения рака дают повод для оптимизма.

Иногда диагноз звучит как приговор. Всем близким пациентов онкологических клиник знакомо страшное чувство, которое возникает при словах “злокачественная опухоль”. Между тем в Томском НИИ онкологии, проводящем фундаментальные исследования по данной тематике, убеждены: во многих случаях рак можно предотвратить, вылечить или… научиться воспринимать как хроническое заболевание.
— В конце XX века совершился новый поворот в изучении онкологических заболеваний — были найдены генетические нарушения, в том числе передающиеся по наследству, которые способствуют возникновению злокачественных образований, — рассказывает заместитель директора НИИ онкологии, доктор биологических наук, профессор Надежда Чердынцева. — Сейчас уже есть классификация наследственных раков — к таким, в общей сложности, относятся до 30% злокачественных новообразований. Так, каждая двенадцатая женщина в мире страдает от рака молочной железы. Почти в 10% случаев — это наследственный рак, и, если точно выявить молекулярное нарушение — мутацию гена, которая многократно повышает риск развития злокачественной опухоли, диспансеризация женщин позволит обнаружить опухоль на ранней стадии. Тогда, когда шанс вылечиться велик. Более того, как мы знаем по примеру известной актрисы Анджелины Джоли, возможно даже проведение превентивного оперативного вмешательства.
В Томском НИИ онкологии проведены масштабные исследования — на наличие мутаций протестированы тысячи образцов крови, взятые у женщин разных народностей, проживающих в Сибири. Сотрудники института определили, какие мутации наиболее распространены у славянских женщин, страдающих раком молочной железы.
— Но в Сибири с населением 26 миллионов человек, — продолжает Надежда Викторовна, — более 1,5 миллиона — представители различных этнических популяций. Оказалось, что мутаций, аналогичных славянским, в генах коренных сибирских народностей нет. Мы нашли определенные молекулярные изменения, характерные, например, для буряток с таким диагнозом, но остается актуальной задача выявить специфические нарушения у других народностей.
Исследования Томского НИИ онкологии сразу получают практическое применение в профилактической медицине — вместе с коллегами из онкологических диспансеров Сибири, службой главного онколога Сибирского федерального округа они создают регистр наследственных раков, к которым относятся рак молочной железы, рак яичников, рак кишечника. Заболеваемость раком кишечника, к сожалению, растет из-за образа жизни, характерного для современных горожан. Как рассказала Н.Чердынцева, планируется проведение широких эпидемиологических исследований рака кишечника в Сибири с учетом этнических особенностей и других факторов. Часто рак кишечника связан с метаболическим синдромом — состоянием, которое не классифицируется как болезнь, но связано с ожирением, нарушениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, диабетом второго типа, рост заболеваемости которым отмечают по всему миру. Метаболический синдром развивается в связи с неправильным питанием, когда в рационе преобладают животные белки, недостаточно клетчатки, растительных ингредиентов, малоподвижным образом жизни. Есть и наследственная составляющая, но она невелика. Так что иногда, чтобы снизить риск развития злокачественных опухолей, уверяет профессор Н.Чердынцева, человеку может быть достаточно изменить свои привычки. Обычно наличие онкологического заболевания воспринимается как “начало конца”. Но сегодня онкологи с полным правом могут сказать, что примерно у половины заболевших есть шанс выздороветь.
— Одним из новых подходов к лечению злокачественных образований является разработка лекарственных средств против конкретных молекулярных нарушений в опухолевых клетках, которые отвечают за развитие болезни, — рассказывает профессор Чардынцева. — То есть применение так называемой таргетной терапии. Все опухоли разные, более того, даже одна опухоль состоит из совершенно различных клеток, для ликвидации которых необходимы разные лекарственные средства. Или — смена препаратов в процессе лечения в связи с развитием резистентности опухолевых клеток к воздействию медикаментов. Стоит отметить, что и у таргетной терапии (когда создаются целевые препараты для лечения отдельных видов опухолей с известными молекулярными повреждениями), и у “обычной” химиотерапии есть свои ограничения, начиная от ценовых и заканчивая риском рецидивов, существенно снизить которые в наше время практически не представляется возможным. И тогда фундаментальная онкология предлагает иной путь: воздействие на опухоль через ее микроокружение.
— Актуальность таких исследований, — с гордостью говорит Надежда Викторовна, — подтверждается поддержкой их грантами Президента РФ, РНФ, РФФИ, европейской рамочной программы, которые были получены нашими молодыми докторами наук Мариной Завьяловой, Ольгой Савельевой, Сергеем Вторушиным, Евгенией Кайгородовой, Людмилой Спириной, Любовью Таширевой, работающими в этой области. Микроокружение — как раз те факторы организма, которые вовлекаются в процесс роста опухоли. Как ни странно и страшно это звучит, злокачественная опухоль, которая работает против организма, “обучает” соседние здоровые клетки способствовать развитию болезни. Но медицина тоже пытается влиять на эти факторы микроокружения — недавно в молекулярной онкологии даже появился термин “перепрограммирование”. Есть, например, в иммунной системе человека такие клетки, как макрофаги, отвечающие за уничтожение бактерий, вирусов, других чужеродных для организма агентов. Удалось выявить, что ассоциированные с опухолью макрофаги в значительной степени способствуют ее прогрессии. Но врага можно превратить в друга, причем с помощью… “хороших” вирусов. В мире ведутся исследования такого рода. Наш поиск поддержан грантом рамочной программы ЕС, в котором участвуют ученые трех стран — России, Германии, Латвии. Вместе с коллегами мы разрабатываем терапевтические агенты на основе альфа-вирусов, которые будут доставлять специальные молекулы для “перепрограммирования” макрофагов. В Томском государственном университете с нашим участием создана лаборатория трансляционной клеточной и молекулярной биомедицины, руководит ею Юлия Кжышковска из Университета Гейдельберга (Германия). Наши молодые коллеги ведут исследования в лаборатории нобелевского лауреата Харальда цур Хаузена, открывшего роль вируса папилломы человека как инициатора рака шейки матки. Недавно мы провели первый в России международный конгресс “Клеточные и молекулярные механизмы взаимодействия опухоли и микроокружения”. В принципе, известен целый ряд маркеров риска метастазирования и потенциальные мишени, на которые можно воздействовать в микроокружении. Сейчас в мире разрабатываются новые лекарственные подходы, применяя которые медики надеются не дать опухолевой клетке находить “друзей” в организме человека.
Еще один современный и, увы, очень актуальный метод — так называемая “метрономная терапия” (регулярное введение малых доз химиопрепаратов). Клинические исследования ее эффективности ведутся по всему миру у больных раком 4-й стадии, которым не помогает иное лечение. Мысль непривычная, но в этом случае нужно отнестись к раку как к хроническому заболеванию. Причиной смерти онкологических больных в подавляющем большинстве случаев является распространение метастазов. Но метастазы появляются лишь у какой-то части пациентов и могут возникнуть спустя десятки лет после первичного лечения — онкологам известен такой феномен, как “дремлющее” состояние опухоли. Природа хорошо знает механизмы “консервации” опухоли, нам только нужно их понимать и использовать. Одна из перспективных задач — научиться лечить рак как хронический процесс, направив усилия не на полное уничтожение опухоли, что трудно осуществить, учитывая ее биологические особенности, а на создание своеобразного паритета, не допускающего прогрессию болезни. Принимая лекарственные препараты в определенном режиме, человек может получить дополнительные годы жизни и сохранить ее качество.
Подготовила Ольга КОЛЕСОВА