Поиск - новости науки и техники

По этапам адаптации. Кому учить студентов жить?

Недавно новый, более чем миллионный отряд выпускников российских школ пополнил ряды студентов высших учебных заведений России. Пять лет назад мы уже затрагивали тему подготовки российских студентов к реальной жизни и деятельности в условиях рыночной экономики и ужесточения конкурентной борьбы (см. “Научите меня жить!”, “Поиск” №51, 2011). 
А что думают о себе сами студенты российских вузов?
Директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, автор учебника “Студент вуза”, доктор экономических наук, профессор Семен РЕЗНИК комментирует результаты специального мониторинга студенческой среды, охватившего студентов региональных вузов пяти федеральных округов Российской Федерации.
О чем разговор?
Каков сегодня российский студент? Какова его мотивация при поступлении в вуз, в процессе обучения? Как расставлены жизненные приоритеты? Насколько он осознает важность приобретения практических навыков и своей готовности к применению их в реальной жизни? Понимает ли, какие факторы определяют его конкурентоспособность? Эти и другие проблемы определили необходимость проведения специального исследования. 
Объектом нашего мониторинга стали студенты региональных государственных высших учебных заведений Екатеринбурга, Краснодара, Пензы, Ростова-на-Дону, Самары, Ставрополя, Таганрога и других городов России – свыше 400 человек. 
Среди опрошенных 33% первокурсников, 28% обучались на втором курсе, 17% – на третьем, 13% – на четвертом курсе бакалавриата, а 9% – в магистратуре. Средний возраст – 19-20 лет.
Немного статистики
В последние годы в Российской Федерации наблюдается очевидная тенденция к сокращению количества высших учебных заведений. Если в 2010 году их было 1115, то к 2015/2016 учебному году стало 896, то есть меньше почти на четверть. В том числе количество частных вузов сократилось с 462 до 366, или на 21%.
Если численность студентов в вузах России до 2010 года интенсивно росла, достигнув 7,05 млн человек, то затем ежегодно стала сокращаться, составив в 2015/2016 учебном году 4,77 млн человек, что на 33% меньше.
Естественно, сокращается и прием. В 2010 году в высшие учебные заведения России поступили 1,4 млн человек, а в 2015 году – 1,2 млн. 
В 2010 году вузы России выпустили в жизнь 1,469 млн специалистов, а в 2016 году – 1,3 млн.
Это статистика. Ее анализ, причины и следствия такого положения вещей – предмет отдельного разговора, а в центре нашего внимания – сами студенты.
Готовы ли вчерашние школьники к обучению в вузе?
В 52% случаев на желание молодых людей учиться в высшем учебном заведении приоритетное влияние оказало понимание ими необходимости личностного и профессионального развития для успешного трудоустройства, 14% студентов поступили в вуз, испытывая интерес к учебной деятельности, к процессу получения новых знаний. Престижность самого факта наличия высшего образования послужила мотивом еще для 15% опрошенных студентов, а 12% студентов поступлением в вуз пытались отсрочить выход на работу или призыв в армию. Система социальных установок в отношении жизненных ценностей оказала влияние на 7% сегодняшних студентов. 
Для успешного поступления 39% опрошенных студентов пришлось воспользоваться услугами репетиторов по всем предметам ЕГЭ, 17% студентов – по отдельным дисциплинам ЕГЭ. И только 35% готовились к поступлению в вуз самостоятельно.
Профессиональное самоопределение и будущее молодого человека во многом зависят от правильного выбора профессии. Сделать такой выбор непросто, рынок специальностей и направлений обу­чения очень широк. 
Основным фактором, повлиявшим на выбор профессии, половина опрошенных студентов назвала престижность избранного направления обучения, 37% респондентов при поступлении в вуз учитывали свои склонности и способности, за 7% опрошенных выбор сделали родители, около 4% пришли учиться, глядя на выбор друзей, а 3% поступили на то или иное направление случайным образом, не думая о перспективах.
Сложным и многоаспектным процессом является адаптация, приспособление студентов младших курсов к новым условиям своей жизни.
На вопрос “От чего зависели продолжительность и качество Вашей адаптации к условиям вуза?” 40% опрошенных ответили, что от особенностей личности (характер, темперамент), 24% – от уровня самостоятельности, 22% считают, что это зависит от развития организационной культуры в вузе, 14% – от психологического климата в студенческой группе. 
Поступив в вуз, студенты младших курсов сталкиваются с комплексом сложных для них проблем. На первое место они поставили трудности в учебе, проблемы адаптации к новым для них формам обучения (55%), второе место занимают трудности в общении со сверстниками (28%), третье – трудности в общении с преподавателями (17%).
При этом 80% опрошенных считают, что школы, гимназии, лицеи дали им знания, необходимые для продолжения учебы в вузе, а 20% даже полагают, что школа подготовила их к самостоятельной научно-исследовательской работе.
Тем не менее для знакомства старшеклассников с особенностями обучения в вузе студенты рекомендуют своим вчерашним школам активизировать участие школьников в научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах (34%), заранее рассказывать им о специфике обучения в высшем учебном заведении (31%), усилить самостоятельную научно-исследовательскую деятельность школьников (25%) и прививать им навыки делового общения (10%).
Влияние семейного окружения 
Важным, на наш взгляд, фактором в жизни студента является участие родителей в подготовке молодого человека к самостоятельной жизни. Ответы на вопрос “Как часто Ваши родители интересуются Вашей студенческой жизнью, успехами или неудачами в учебе?” показали, что большинство родителей (72%) студенческой жизнью сына или дочери интересуются постоянно, меньшая часть (12%) – не чаще одного раза в неделю, а 16% – только тогда, когда их взрослый ребенок сам привлечет их внимание к своим студенческим проблемам. 
Родители 40% студентов расширяют их кругозор, 35% опрошенных отметили, что родители делятся с ними своим жизненным опытом, но в расширении кругозора выросших детей роль отца и матери мала, а 25% студентов не считают жизненный опыт своих родителей полезным для себя.
На вопрос “Ожидаете ли Вы от Вашей семьи содействия в профессиональном становлении и поиске будущего места работы?” ответы распределились следующим образом: 39% опрошенных сказали, что родители смогут дать им мудрые советы и оказать моральную поддержку, столько же считают, что родители надеются на самостоятельное трудоустройство детей. По мнению 22% студентов, у их родителей есть знакомства и связи, способные оказать влияние на будущее благополучное трудоустройство сына или дочери.
Есть ли у студента тяга к знаниям?
Высокую степень мотивации к обучению отметили у себя 60% студентов, у 32% процесс обучения не вызывает особых позитивных эмоций, а 9% вообще заявили об отсутствии у себя такой мотивации, знания не значились в качестве их базовых ценностей.
33% наших респондентов испытывают желание знать больше, активно заниматься научной деятельностью, 21% учатся старательно, имеют высокую посещаемость занятий, 15% испытывают больше тягу к искусству, студенческой самодеятельности, 13% – к занятиям спортом, 12% студентов находятся в поисках работы или уже подрабатывают, а 6% опрошенных, в основном, ищут развлечений и отдыха, учеба их заботит мало.
70% студентов не имеют ни одной или имеют лишь одну научную публикацию по результатам своей научно-исследовательской деятельности, но 30% имеют две-три публикации. При этом у 13% опрошенных студентов результаты студенческих исследований напечатаны в научных журналах России.
Проведенный опрос показал также, что 13% респондентов ничего не слышали о всероссийских и международных конкурсах студенческих работ, 41% также не участвовали в этих конкурсах, но хотели бы стать их участниками, 34% принимали участие в конкурсах научно-исследовательских работ один раз, и лишь 12% принимали участие в таких конкурсах неоднократно.
Интересно, что свое дальнейшее обу­чение в магистратуре заранее планируют 64% опрошенных студентов бакалавриата.
Социальную устойчивость студента можно повысить
Ключевая задача нашего исследования заключалась в том, чтобы дать оценку готовности студентов к непростой послевузовской жизни в жесткой конкурентной среде, найти ориентиры решения этой проблемы. 
Студентам был задан вопрос: планируют ли они свою жизнь и деятельность? Другими словами, это вопрос о личной организованности, умении планировать и использовать свое время, выстраивать деловую карьеру, управлять самим собой.
Две трети опрошенных для планирования используют обычные листы бумаги или простые блокноты. Лишь один из семи человек пользуется специальным еженедельником, нацеливающим на высокую самоорганизацию студенческой жизни. Обычным еженедельником или записной книжкой пользуются 24% студентов, электронную записную книжку пока используют лишь 7%; 43%, то есть почти половина опрошенных, ничего не записывают, все пытаются держать в голове, а 12% живут одним днем, вообще не планируют свои дела. 
Результаты исследования показывают, что более 80% молодых людей никогда не составляли для себя план жизни и деловой карьеры, половина из них хотела бы это сделать, но пока не знает как. Составляют такие планы и пытаются им следовать только 18% опрошенных. Тем не менее половина студентов считает свой уровень личной организованности высоким, 31% оценивают свою организованность как среднюю, пытаются стать организованными, но у них это не получается, а 17% респондентов заранее считают себя неорганизованными людьми и даже не пытались изменить себя.
Об общественной активности студентов свидетельствует их участие в общественной жизни, в органах студенческого самоуправления. Это студенты, которых видно и слышно.
Респондентам был задан вопрос “Насколько активно Вы принимаете участие в работе органов студенческого самоуправления?”. 51% опрошенных в студенческом самоуправлении участвуют активно, 25% – как исполнители, 14% совсем не участвуют, и 10% не только не участвуют, но вообще не знают о существовании подобных структур в вузе.
Спорт и физическая культура в жизни студентов. Здоровье выступает как фактор, который определяет не только гармоническое развитие учащегося вуза, но и успешность его будущей профессиональной деятельности. Обществу, прежде всего, нужен здоровый работник.
Интерес учащихся вузов к спорту проявляется следующим образом: 15% студентов занимаются им профессионально уже много лет, имеют спортивные разряды, 20% на протяжении долгого времени раньше занимались в разных спортивных секциях, 39% несколько раз в неделю ходят в тренажерный зал (фитнес-клуб), 26% не находят времени на физическое развитие.
52% студентов не делают даже утренней гимнастики, 32% делают ее по настроению, и только 16% – регулярно.
За своим питанием совсем не следят 20% опрошенных, 65% стремятся к здоровому питанию, но это получается у них не всегда, правильным рационом руководствуются только 15%.
Режим сна (7-8 часов) соблюдает треть студентов, 5-6 часов в сутки спят 54%, а 12% спят всего 4-5 часов. 
А что думают опрошенные о своих вредных привычках (курение, спиртное и др.)? Считают, что вредных привычек не имеют, 45%; имеют, но стараются избавиться от них 27%; пока такие привычки имеют 28%.
О культурном облике. Источниками информации о культурной жизни для студентов являются Интернет (50%), СМИ (19%), книги и журналы (15%), общение с интересными людьми (11%).
Каждый пятый студент посещает культурные мероприятия не реже одного раза в месяц; реже, но стремятся посещать чаще 41%, совсем редко – 34%, вовсе не проявляют интереса к культурной жизни 6% опрошенных.
Совсем не читают книг 19% опрошенных. Тем не менее считают себя культурными и воспитанными людьми 88%. 
Подготовка студентов к реальной деятельности в условиях рыночной экономики
Реалии нашего времени таковы, что требования жизни к выпускникам вузов с каждым годом становятся все выше и жестче. Успеха в борьбе за место в солидной фирме добиваются лишь те молодые люди, которые мыслят экономическими категориями, у которых есть деловая хватка и развиты предпринимательские качества. Но как успеть за короткий срок обучения в вузе собрать необходимый багаж знаний и профессиональных компетенций?
Вопросы специальной анкеты (мы опросили по ней студентов пензенских вузов) касались степени профессиональной и предпринимательской готовности молодых людей к реальной практической деятельности в бизнесе. 
Пытался организовать собственный бизнес почти каждый пятый из опрошенных студентов, но получилось это только у одного из десяти. 
Основным мотивом создания своего бизнеса для студентов является стремление к самореализации в профессиональном и личном плане. Второй по значимости фактор – это стремление к независимости. 
Интересно, что фактор обогащения будущие предприниматели не считают самым важным, а бизнес создают в первую очередь для личностного развития.
Большинство пензенских студентов считает, что вуз должен поддерживать студенческий бизнес как на стадии его организации, так и в дальнейшем его ведении; в том числе 28% опрошенных заявили, что нуждаются в поддержке вуза в форме специального обучения, 37% – в виде организации совместного бизнеса, 22% – в информационной поддержке. 
Важнейший социальный институт общества – семья. Если у человека неблагополучная семья, в ней неважный климат, ему трудно будет думать о профессиональных проблемах и успешно их решать.
Наш опрос позволил выявить отношение сегодняшней студенческой молодежи к созданию семьи. Только 45% опрошенных студентов считают себя психологически и финансово готовыми к этому, 37% думают, что морально готовы, но не имеют для этого финансовых возможностей, а 18% считают себя неготовыми к созданию семьи, взятию на себя ответственности за нее.
Обращает на себя внимание и то, что 94% опрошенных пока не прочитали ни одной книги об управлении семьей и домашним хозяйством.
Вспоминаю годы собственной учебы в родном Пензенском инженерно-строительном институте. Было это ровно 50 лет назад. Вузов тогда в стране было мало, поступали в них самые знающие и целеустремленные. Конечно, мы, как и современные студенты, радовались и расслаблялись на студенческих праздниках, но главным нашим делом была учеба, забота о будущем. Первые полтора года на дневном отделении мы на самом деле работали на стройках, работали по-настоящему, за зарплату, а учились по вечерам. Было тяжело, но для понимания жизни это оказалось полезным. Производственная практика – не нынешние 2-4 недели, а 6 месяцев настоящей работы.
Сегодня, как следует из итогов мониторинга, студенты вузов, особенно региональных, стали другими – не знающими особых трудностей, жизненных проблем. А задачи вузов – те же: сделать из них сильных людей и в жизни, и в профессии.
Родители нынешних студентов, то есть дети моих современников, на примере своих родителей понимали, что жить непросто, а мы, их родители, старались всемерно облегчить им жизнь, чтобы они не испытали того, через что пришлось проходить нам, сегодняшним бабушкам и дедушкам. А вот у наших внуков – другая картина. Никаких трудностей они уже сами не видели и не знают о них, а родители, бабушки, дедушки по-прежнему кладут им в рот все готовенькое. К реальной жизни такая молодежь психологически не подготовлена, тем более что в Интернете, где они часто “живут”, амбиций у их ровесников много, а понимания жизненных проблем мало. Поэтому реальная нагрузка на нынешних вузовских педагогов по работе с такими студентами на порядок выросла.
Моя задача, как директора института, заведующего выпускающей кафедрой, из обыкновенных ребят сделать необыкновенных – сильных, крепко стоящих на ногах руководителей и предпринимателей. Это тяжелейшая, многим кажущаяся неподъемной задача. 
Расскажу о том, как с молодежью у себя в Институте экономики и менеджмента работаем мы.
Начинаем с работы со школьниками, сотрудничаем с 70 школами города и области.
Весной, в период школьных каникул, проводим Школу управления для одиннадцатиклассников. Задача – подготовить их к эффективной учебе в университете, другими словами, научить быть студентами вуза.
В июне, в период летних каникул, проводим Летнюю школу управления для учеников 8-10 классов, вводим их в мир экономики и управления, в мир серьезного менеджмента, а также обучаем искусству самоорганизации, умению управлять своей жизнью и своим временем.
Четыре года бакалавриата пролетают быстро. Мы ставим перед собой задачу: помимо знаний, требуемых учебным планом, научить своих питомцев крепко стоять на ногах, подготовить к реалиям современного мира. Во-первых, интенсивно вводим в будущую профессию и помогаем каждому лучше разобраться в собственных способностях. Учим технологиям выбора карьеры, умению планировать и с пользой использовать каждую минуту.
Учим навыкам работы с людьми в разных ситуациях. Даем основы предпринимательской деятельности, ведь всем придется жить в мире рыночной экономики. Девочкам помогаем освоить технологии своего продвижения в бизнесе и менеджменте и понять, как при этом не остаться без семьи.
И наконец, поскольку жизнь менеджера и предпринимателя состоит не только из работы, ведем специальный курс “Менеджмент в семье и домашнем хозяйстве”.
Тесно сотрудничаем с родителями студентов и с работодателями – реальными представителями бизнеса. У нас есть мощная, самоуправляемая студенческая организация – Институт студенческих лидеров. Это 47 студенческих фирм (групп по интересам), объединенных в шесть факультетов: делового администрирования, бизнеса, науки, культуры, журналистики и спорта. Через эти фирмы проходят практически все студенты первого и второго курсов. Задача – подготовить студентов к реальной работе, развить организаторские качества, научить быть менеджерами в разных сферах деятельности. К каждому выпускнику, студенту четвертого курса, прикрепляем первокурсника. Это полезно и тем и другим. 
Студенты сами выпускают свою газету – “Менеджер”, сами готовят все культурно-массовые мероприятия.
Все мои студенты без исключения носят бейджики, имеют опрятный внешний вид, ведут еженедельники студента, умеют составлять профессиональное резюме, анализировать свою готовность к определенной деятельности.
Наши образовательные курсы теперь подкреплены изданными в столице учебниками и пособиями, позволяющими нам делиться своим опытом с вузовской общественностью страны.
Использование предлагаемой нами системы повышения социальной устойчивости студенчества на основе комплекса специальных образовательных технологий позволяет нашим студентам более успешно планировать развитие своей жизни и профессиональной деятельности в условиях постоянно возрастающей конкуренции на рынке труда, подкрепляется хорошим трудоустройством и успешной жизненной траекторией наших выпускников.
Фото Ольги Прудниковой 

Нет комментариев