Нацелены на целевое

В Правительстве РФ состоялось селекторное совещание, посвященное повышению эффективности целевого обучения и целевого приема в вузы. 
“Возвращаться к полномасштабной распределительной системе у нас нет ни оснований, ни необходимости, — сказал Дмитрий Медведев. — Рынок труда стал гораздо более мобильным и в целом конкурентным. Тем не менее в отдельных отраслях и регионах с особыми условиями дополнительные меры по закреплению кадров принять необходимо”.
Премьер обозначил основные проблемы в этой области. В прошлом году по программам целевого приема и целевого обучения проходили подготовку свыше четверти миллиона студентов. Квота для “целевиков” превысила 15% от общего приема на бюджетные места, но в среднем по стране была выбрана лишь приблизительно на две трети. 
“Система не работает эффективно, как мы рассчитывали, при том, что целевой прием дает преимущества абитуриенту, — заметил премьер. — Конкурс в среднем по стране составлял восемь человек на место, в то время как на каждое целевое место претендовал только один абитуриент. То есть, по сути, конкурса там не было”.
Кроме того, отметил глава правительства, заказчики целевого обучения — это, как правило, региональные и муниципальные власти, в то время как непосредственный работодатель, то есть та же школа или больница, зачастую вообще не участвуют в подготовке и подписании этого соглашения. Законодательство практически не позволяет подвергнуть выпускника каким-либо санкциям, чтобы вернуть государству потраченные на его обучение деньги, в случае если такой выпускник отказывается от исполнения договора. 
Как рассказала министр образования и науки Ольга Васильева, в сфере педагогического образования начат эксперимент, в основе которого — взаимодействие “регион — вуз” и планирование потребности в учительских кадрах с перспективой до 10 лет с учетом возрастного состава учителей. Целевое обучение реализуется на основе трехстороннего договора: вуз — регион — студент. Договор заключается по результатам конкурсного отбора лучших студентов, окончивших второй курс бакалавриата, или при поступлении в магистратуру по итогам комплексного экзамена, проводимого с участием представителей субъектов РФ. 
В 2016-2017 годах эту модель опробуют Нижегородский, Алтайский и Уральский государственные педагогические университеты, а также Ульяновский госуниверситет. В 2017 году министерство планирует расширить эксперимент еще на 12 регионов.
Рассказала министр и о проблемах. В настоящем году более 51% договоров о целевом обу-чении не содержат мер социальной поддержки студентов, в более чем 62% договоров не указано сроков трудоустройства выпускников. Таким образом, несмотря на то что в законодательстве установлены обязательства и заказчика целевого приема, и студентов, на практике они не выполняются. 
Для улучшения ситуации Ольга Юрьевна предложила наделить участников трехсторонних договоров о целевом приеме и обучении, заключаемых между вузом, заказчиком и абитуриентом, определенными обязанностями. Например, вуз обязан гарантировать качество договоров и образовательных программ, студент — успешно осваивать материал и отработать не менее трех лет в организации, указанной в договоре, заказчик — предоставить меры социальной поддержки и трудоустроить выпускника в организации, указанной в договоре, в течение не менее трех лет на должность, квалификационные требования которой соответствуют уровню полученного образования. За неисполнение обязательств по трудоустройству с гражданина взимается неустойка, штраф в размере средств, затраченных бюджетом на целевое обучение. Участники селекторного совещания поддержали предложение Минобрнауки о нормативном закреплении нового, эффективного договора. 
В завершение встречи Д.Медведев еще раз напомнил: система целевого приема и обучения должна быть прозрачной, понятной, доступной, особенно для тех, кто действительно хочет помочь развитию родного региона, родного города или села.

Нет комментариев