Вложить в продвижение. Участники Проекта 5-100 жаждут новых инвестиций.

Ведущие университеты РФ, почти четыре года участвующие в Проекте 5-100, добились неплохих результатов. Так оценили промежуточные итоги программы поддержки повышения конкурентоспособности наших вузов на мировом уровне участники общего собрания ректоров университетов — членов Ассоциации “Глобальные университеты”, созданной в 2014 году с целью организации их сетевого взаимодействия. 
Обсуждаемые достижения вице-премьер Ольга Голодец проиллюстрировала статистикой. Так, количество публикаций в журналах, индексируемых в базах Web of Science и Scopus, с 2013 года выросло в 2,5 раза и, по данным вице-премьера, на сегодняшний день составляет порядка 40% от общего объема работ, опубликованных в этих изданиях всеми госуниверситетами страны. Увеличилась численность иностранных студентов — в 1,6 раза. “Мы понимаем, что на данный показатель влияют не только преимущества образовательной или научной деятельности того или иного вуза, но и политическая ситуация, визовый режим, следовательно, это серьезное достижение”, — отметила вице-премьер. Она обратила внимание на рост объемов НИОКР (в 1,4 раза) в университетах — участниках Проекта 5-100, а также на улучшение качества приема (средний балл ЕГЭ поступивших вырос на 13 пунктов) и активизацию участия этих университетов в системе открытых образовательных онлайн-курсов как на международной платформе Coursera, так и на внутренних ресурсах (“Открытое образование” и др.). 
Рост присутствия наших высших учебных заведений как в отраслевых, так и в общих рейтингах вице-премьер расценила как признание заслуг этих вузов на мировом уровне. Напомним, что в этом году сразу пять университетов — участников Проекта 5-100 заняли позиции в первой сотне предметных рейтингов QS и THE, еще пять расположились на местах в ТОП-400 трех общих мировых рейтингов (включая АRWU). “Консолидированный итог можно считать положительным. Основной же результат заключается в том, что мы научились отслеживать динамику, эффективность и результативность развития наших университетов”, — считает Ольга Голодец. 
Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева тоже положительно оценила успехи участников Проекта 5-100. В частности, она отметила большую и сложную перестроечную работу коллективов и руководителей ведущих классических вузов, включая Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина, Казанский (Приволжский) федеральный университет и др.: “На них возлагаются особые надежды: там есть возможность сбалансировать развитие всего комплекса образовательных программ — не только технического направления, но и по гуманитарным наукам и педагогике, и этот опыт очень важен”. Министр подтвердила, что Проект 5-100 остается приоритетным и будет продолжен в полном объеме. Ключевым направлением его реализации, как сообщила глава Минобрнауки, станет распространение опыта вузов-участников, а также действия механизмов и инструментов, обеспечивающих динамику показателей, на более широкий круг вузов. На 2017 год министерство запланировало серию посещений университетов для знакомства с реализацией новых образовательных программ, а также с целью оценки связи этих программ с исследовательской деятельностью. Есть вероятность изменения работы проектного офиса 5-100, а также состава Совета по повышению конкурентоспособности. При этом Ольга Васильева сделала акцент на том, что, как и ранее, в нем будут работать зарубежные эксперты. Соответствующие предложения поступят в Правительство РФ до конца текущего года. 
Председатель совета Ассоциации “Глобальные университеты”, ректор Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов заявил, что российским вузам необходимо и далее участвовать в мировой “рейтинговой гонке”: “Важно сохранить устойчивость достигнутых результатов и стремиться из ТОП-100 в ТОП-50. Это посильная задача для целого ряда университетов”. Ректор НИУ ВШЭ считает, что следует построить достаточно жесткую, но реализуемую “дорожную карту” на 2020 год, а к 2025-му наметить вхождение наших вузов во все предметные группы соответствующих международных рейтингов. “Да, это потребует определенных инвестиций, и особенно серьезных — в области биомедицины, транспорта, аграрного сектора”, — подчеркнул он. 
Сегодня ректоры ведущих вузов связывают свои надежды на глобальный успех, прежде всего, с предметным ранжированием. Между тем Ольга Васильева в своем выступлении особо отметила, что “снимать задачу продвижения в общих рейтингах нельзя”, напомнив, что место в топ-100 университетов мирового уровня пока есть только у МГУ (Шанхайский рейтинг). По словам министра, “нам важно усилить присутствие своих университетов в международной академической сфере”, то есть расширить экспорт отечественного образования, участие в новейших исследованиях и получение доступа к передовым технологиям. 
По мнению Ярослава Кузьминова, более активному продвижению наших вузов по мировой шкале мешают “слабая международная узнаваемость бренда, слабая академическая кооперация и девальвация рубля”. При этом он заметил, что в целом негативное воздействие последнего фактора университеты выдержали. По данным ректора, количество привлеченных международных специалистов уменьшилось на 20%, но многие из тех, кто приехал, остались, “почувствовав здесь академическую среду”. Он также призвал более эффективно работать с зарубежными учеными: “Необходимо исключить возможность их “покупки” ради повышения показателей. Нужен некий критерий “вовлечение молодых” или “публикации молодых”. Если мы нанимаем “дорогого” человека, то он должен здесь создать школу, оставить учеников”. 
Ректоры адресовали министру еще ряд предложений как по снижению рисков развития проекта, так и по распространению его влияния на все высшее образование страны, в том числе продление сроков подтвержденного финансирования, расширение сетевых проектов с НИИ РАН, а также организация курсов повышения квалификации на базе университетов — участников Проекта 5-100.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта www.hse.ru

Нет комментариев