Жесткая посадка?

Место падения посадочного модуля Скиапарелли, возможно, установил орбитальный аппарат NASA Mars Reconnaissance Orbiter. С подробностями – ScienceNOW.
Отделившийся от главного, орбитального, аппарата европейско-российской миссии ExoMars 2016  Trace Gas Orbiter модуль “Скиапарелли” перестал передавать сигнал за 50 секунд до ожидаемой посадки на Марс 19 октября, и все предпринимаемые после попытки выйти с ним на связь оказались безрезультатными. На изображении, полученном работающим на орбите Марса американским аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter и опубликованном NASA 21 октября, видна светлая, отражающая поверхность парашюта, который спускал “Скиапарелли”, а в километре к северу от этого места – темная точка на поверхности планеты там, где прежде ничего не было. В заявлении Европейского космического агентства сказано, что эта точка может быть кратером от столкновения посадочного модуля, врезавшегося со скоростью более 300 км/час при падении с высоты от двух до четырех километров после преждевременного отключения тормозных двигателей. По плану, “Скиапарелли” должен был сесть на поверхность Марса со скоростью около 11 км/час. Специалисты европейского агентства не исключают, что спускаемый аппарат мог взорваться, поскольку его топливные баки были полными. Тем не менее, как отмечает сайт миссии ExoMars, первые сигналы, полученные крупнейшим в мире радиотелескопом (GMRT), который находится рядом с индийским городом Пуна и европейским орбитальным аппаратом Mars Express, показали, что модуль “Скиапарелли” успешно выполнил большую часть запрограммированных действий за время своего шестиминутного спуска в атмосферу Марса. В их числе торможение в атмосфере планеты, раскрытие парашюта, и сброс теплозащитного экрана.
По данным, полученным с аппарата Trace Gas Orbiter 19 октября, подведены промежуточные итоги, с которыми ознакомил журналистов генеральный директор Европейского космического агентства Ян Вёрнер (Jan Wörner). “У нас есть орбитальный модуль, обращающийся вокруг Марса, который готов к проведению научных исследований и поддержке миссии ExoMars-2020. А основной задачей “Скиапарелли” была отработка европейских технологий посадки. Запись информации во время посадки была частью полетного задания, очень важной для будущего”, отметил Вёрнер. “Мы получили необходимый объем данных для понимания того, что произошло и почему не было мягкой посадки, — добавил Дэвид Паркер (David Parker), директор европейского агентства по пилотируемым полетам и автоматическим комплексам. “С инженерной точки зрения, переданная начавшейся миссией информация – это как раз то, что мы хотели получить от того эксперимента, и у нас есть ценные данные для дальнейшей работы”, заключил Паркер.
Удивили  капуцины
Дикие обезьяны-капуцины замечены в изготовлении каменных орудий, очень похожих на орудия древнего человека. С подробностями — Popular Archaeology.
Наблюдая за капуцинами в бразильском Национальном парке Серра да Капивара (Serra da Capivara National Park), группа исследователей из Оксфордского университета (University of Oxford), Университетского колледжа Лондона (University College London) и бразильского Университета Сан-Пауло (University of São Paulo) обнаружила, что обезьяны способны целенаправленно раскалывать камни. Образующиеся при этом отщепы по многим характеристикам сходны с теми, что производили гоминины на заре каменного века. Разница в том, что отщепы капуцинов — это не орудия, специально созданные для разрезания или разделывания чего-либо, а, очевидно, побочный продукт долбления, которым занимаются обезьяны, пытаясь извлечь из камня нечто полезное, например важный микроэлемент кремний или мох. В статье, которая опубликована журналом Nature, авторы отмечают значимость открытия в связи с тем, что археологи всегда рассматривали производство каменных отщепов с раковистыми, то есть похожими на раковину, изломами и острыми режущими краями как уникальное, свойственное только гомининам поведение.
По словам руководителя исследования Томоса Проффита (Tomos Proffitt) с археологического факультета Оксфордского университета, которые приводит портал Popular Archaeology, “исследования последних десятилетий показали, что использование и намеренное производство острых отщепов не обязательно связаны с ранними людьми — представителями рода Homo, которые являются нашими прямыми родственниками. Напротив, такие орудия используются и производятся более широким кругом гоминин, причем современные приматы могут изготовлять археологически идентифицируемые отщепы и ядра, нуклеусы, с признаками, которые считались исключительно человеческими. Это не означает, что самый ранний археологический материал из Восточной Африки не был делом рук гоминин, но в то же время возникают интересные вопросы о возможности появления технологии создания каменных орудий-отщепов до того, как появились самые древние из зарегистрированных археологами образцов”. Открытие способности капуцинов к изготовлению каменных отщепов ставит также вопрос о минимальном уровне когнитивной и морфологической сложности, необходимом для получения множественных отщепов с раковистыми изломами, отмечают авторы публикации, изучившие 111 фрагментированных камней, собранных с земли сразу после того, как они были брошены капуцинами, а также откопанных в месте обитания обезьян. Около половины отщепов были с раковистыми изломами, типичными для орудий, производимых гомининами.

Фото с сайта: www.nytimes.com