Поиск - новости науки и техники

Ускорение на старте. На почве НОЦ таланты растут быстрее.

Какие меры помогают закрепить талантливую молодежь в науке? Так или иначе, эту тему затронул едва ли не каждый докладчик на Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи “Интеграция науки и образования как фактор опережающего развития системы профессионального образования”, состоявшейся на базе Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В.Ломоносова (МИТХТ). Ее организаторами кроме МИТХТ выступили Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) и Минобрнауки РФ. Конференция прошла в рамках ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России”. Немалое внимание было уделено и самой программе.
Как отметила, приветствуя участников конференции, исполнительный директор НФПК Ирина Аржанова, ФЦП “Кадры” – “одна из немногих, через которую поддерживаются индивидуальная деятельность кандидатов и докторов наук, проведение конференций и научных школ. Большинство остальных проектов направлено на инфраструктурные изменения в вузах”.
Судя по словам рассказывавших об опыте создания научно-образовательных центров в вузах, интеграция – далеко не новое понятие для российской высшей школы. Ректор МИТХТ Алла Фролкова напомнила о том, что методические и организационные вопросы взаимодействия университета с академическими институтами и отраслевыми научными организациями весьма эффективно отрабатывались еще в рамках действующих в 1998-2006 годах федеральных целевых программ “Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки” и “Интеграция науки и высшего образования России”. Сегодня, считает ректор МИТХТ, особое значение приобретает “внутренняя интеграция” – взаимодействие отдельных кафедр и подразделений вуза, позволяющая готовить специалистов на стыке наук. И зачастую эти вопросы решаются труднее, чем при интеграции внешней, поскольку требуют пересмотра учебных планов, поиска тем совместных научных исследований, отказа от того, что не прошло испытания временем.
О формировании сети научно-образовательных центров в рамках ФЦП “Кадры” говорил главный специалист НФПК Александр Клягин, познакомивший участников конференции с предварительными итогами реализации мероприятий по направлению 1.1 (проведение научных исследований в НОЦ) и 1.5 (проведение научных исследований под руководством приглашенных руководителей). Третий год НФПК является аналитической дирекцией по этим направлениям, скрупулезно собирая информацию о ходе и результатах проектов.
Как сказал А.Клягин, за период существования ФЦП “Кадры” стартовало 1311 проектов по поддержке НОЦ на общую сумму более 12 млрд рублей. В этом году 502 из них завершаются. Уже сейчас видно, что сформировалось ядро – примерно 200 организаций, активно участвующих и выигрывающих в конкурсах ФЦП. География их широка и практически соответствует распределению научных кадров по федеральным округам. Начиная с 2009 года примерно 60% общего количества проектов по направлению 1.1 осуществляется в вузах (причем в национальных исследовательских университетах – примерно пятая часть). Остальные – в институтах РАН и других организациях. Результаты выполнения проектов, считает специалист НФПК, нужно смотреть в совокупности, принимая во внимание все ФЦП и проекты, в которых участвует вуз, то есть оценивать синергетический эффект.
Зная специфику требований к заявкам на конкурс ФЦП, многие задаются вопросом, самые ли качественные заявки оказываются в числе победителей? Александр Клягин уверил, что “конъюнктурный фактор снижается, основная часть НОЦ – это центры, реально действующие на базе научных школ, центров коллективного пользования, других структур”. Это подтверждает и статистика: в 2009 году 30% поддержанных заявок составили проекты вновь созданных НОЦ. В 2010 году таковых было лишь 12%. Сейчас НФПК проводит анализ моделей российских научно-образовательных центров, чтобы понять, какое количество участников оптимально для их успешной деятельности, есть ли закономерности в развитии по направлениям исследований, как именно полученные результаты внедряют в учебный процесс…
Привлечению молодежи в науку способствует и участие их в проектах по направлению 1.5. По итогам 2009-2011 годов стартовали 319 проектов под руководством приглашенных руководителей (соотечественников), 110 из которых завершились в прошлом году, 125 завершаются в этом. Приглашенные ученые с мировым именем проводили семинары и мастер-классы с российскими коллегами (в основном с начинающими учеными), принимали участие в руководстве НИР, содействовали подготовке публикаций в рецензируемых журналах. Более 40% статей вышло в зарубежных изданиях. Да, чаще всего авторство двойное – вместе с приглашенным руководителем, но трудно не согласиться, что для любого аспиранта это успешный старт.

Только факты:
Всего по итогам 2009-2011 годов в мероприятиях 1.1 и 1.5 приняли участие, по предварительным оценкам, более 26 тысяч молодых ученых.
Доктора наук моложе 39 лет – 0,4 тысячи человек.
Кандидаты наук моложе 35 лет – около 7,1 тысячи человек.
Аспиранты – около 8,1 тысячи человек.
Студенты – около 11,1 тысячи человек.

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ПРЕДСТАВЛЕН В ФОРМАТЕ PDF

Спецвыпуск подготовили: Наталия Булгакова, Татьяна Возовикова, Андрей Моисеев (в рамках ГК 14.741.12.0236)

Нет комментариев