До полного анализа. Реструктуризации прописана приостановка.

Выборы в состав Российской академии наук прошли очень удачно для Сибирского отделения — список академиков-сибиряков пополнился 21 новой фамилией, членов-корреспондентов — 24. 
— В связи с реформой РАН выборы в ее состав не проводились пять лет, — напомнил председатель Сибирского отделения академик Александр Асеев на брифинге для прессы, прошедшем после выборов. — Объединение с бывшими сельскохозяйственной и медицинской академиями привело к увеличению среднего возраста, который достиг у академиков 75, а у членов-корреспондентов — 70 лет. Академию стали критиковать за косность и архаику, и она приняла вызов: 30% вакансий для академиков и 50% для членов-корреспондентов теперь заполняются с возрастными ограничениями — до 61 и 51 года соответственно. 
— Конечно, понятие “молодежная вакансия” следует воспринимать с юмором, — добавил директор Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН академик Михаил Эпов, поздравивший, тем не менее, младших коллег, избранных членами-корреспондентами.
Развил тему один из вновь избранных академиков — директор Института теплофизики СО РАН Сергей Алексеенко: “То, что появились “молодежные вакансии”, — это здорово, но на них претендовало не так много кандидатов”. Ученый предложил повысить возрастной ценз для членов-корреспондентов до 55 лет и избегать парадоксальных ситуаций, “когда ученики проходят в академию, а их наставники нет”. 
Но связанные с выборами парадоксы бледнеют перед абсурдом, до которого может дойти реструктуризация научных учреждений. Академик Асеев отметил, что выборы в РАН прошли на исходе третьего года ее реформирования, которое “не привело к быстрому развитию, а в некоторых направлениях ситуация заметно ухудшилась, и ухудшения стали принимать необратимый характер”. Руководитель Сибирского отделения сослался на дискуссию, состоявшуюся в ходе Общего собрания РАН. Александр Леонидович подчеркнул, что, конечно, все ресурсы академических учреждений относятся к федеральной собственности, но “в ситуации, когда интересами науки пренебрегают, можно ожидать всего”. 
— Например, в Екатеринбурге хотят объединить сразу 20 институтов, — сказал председатель СО РАН. — Похожая ситуация складывается в Якутске, где ФАНО упорно пытается реорганизовать путем слияния институты широкого диапазона — от космофизических исследований до проблем малочисленных народов Севера, невзирая на то, что работы в Арктике являются стратегическими для России. 
К счастью, пример Иркутского научного центра показывает, что объединенными усилиями можно успешно противостоять бездумным слияниям. Поэтому единогласно принятое Общим собранием РАН решение включает предложенные А.Асеевым пункты о безусловном выполнении положений ФЗ №253 относительно научно-методического руководства РАН институтами, ныне подведомственными ФАНО, об учредительстве научных центров со стороны РАН и о приостановке реструктуризации до проведения полного анализа ее последствий для академической науки страны.
Подготовила Ольга КОЛЕСОВА

Нет комментариев