Выявить влияние. Московский рейтинг представит вузы в новом свете.

“Главное — не объявить о том, что рейтинг заработал, а сделать его авторитетным, привлекательным, открытым и доступным для расширения. Это во многом будет зависеть от того, насколько он будет полезен обществу, специалистам, от нашего профессионализма. Цель благородная: мы заботимся не только о своей, но и о мировой образовательной системе, хотим внести свой вклад в ее развитие и вернуть авторитет российскому образованию”, — заявил председатель Российского союза ректоров (РСР), ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий на недавней пресс-конференции в МИА “Россия сегодня”. Анонсируя запуск Московского международного рейтинга вузов “Три миссии университета”, он подчеркнул значимость этого события для отечественного образования, поскольку проект глобального рейтинга университетов впервые реализуется в России. Как отметила замминистра образования и науки Людмила Огородова, “участие РСР и РАН в данной работе обеспечивает авторитетность проекта”. 
По словам Виктора Садовничего, в мире сейчас существуют порядка 100 рейтингов и около половины из них — международные, авторы каждого “преследуют определенную цель, следуют определенной методике и выявляют достоинства и недостатки в определенном секторе университетской жизни”. “Важная составляющая, которая пока остается вне поля зрения существующих рейтингов, — это влияние университетов как центров средоточия культуры, воспитания, подготовки специалистов на жизнь и развитие каждого региона, каждой страны, — сказал ректор МГУ. — Мы предлагаем рассматривать и ее тоже”. Третьей миссией университета (наряду с образовательной и исследовательской) назвали эту составляющую его коллеги-ректоры. 
Виктор Антонович подчеркнул, что составители московского глобального рейтинга не считают себя оппонентами авторов известных международных рейтингов — Шанхайского, QS, Times Higher Education, но рассчитывают на сотрудничество с ними и уже есть “обратные сигналы” о согласии. “Мы хотим расширить и дополнить взгляд на университеты, и это видно из наших критериев”, — уточнил В.Садовничий. 
Он сообщил, что документы на создание НКО “Совет рейтинга “Три миссии университетов”, в формате которой будут работать его учредители — РСР и РАН, уже поданы на регистрацию. Председатель РСР также рассказал, что подходы к составлению московского рейтинга предварительно обсуждались с ректорами вузов Индии, Китая, Японии, Ирана, на заседаниях Евразийской ассоциации университетов и Ассоциации научно-образовательных центров стран БРИКС, а также на недавнем симпозиуме “Вклад университетов в развитие общества: вопросы измерения в национальном и международном масштабе”, состоявшемся в рамках очередной Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования на площадке НИУ “Высшая школа экономики”. Одобрила предложения российских аналитиков по созданию новых рейтингов вузов и IREG Observatory (International Ranking Expert Group, Международная некоммерческая ассоциация по академическому ранжированию и обеспечению мировых стандартов качества высшего образования). 
Претендуя на максимальную объективность, наши составители решили не ставить во главу угла репутационную составляющую оценки — в частности, потому, что эксперты, на чье мнение принято полагаться при ранжировании, нередко не имеют представления о большей части вузов-участников. Рейтинг будет основан на измеряемых данных, полученных методом анкетирования университетов. Предполагается использование наукометрической информации как из зарубежных (Scopus, Webometrics и др.), так и из отечественных баз данных, включая Russian Science Citation Index (RSCI), базирующуюся на платформе Web of Science. Напомним, что в RSCI, которая была создана в конце 2015 года, входят 652 российских журнала, выделенных из коллекции Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). 
Всего для оценки университетской деятельности редакторами московского рейтинга определены 34 индикатора, сгруппированных по пяти направлениям: “Образование” (вес 40%), “Наука” (30%), “Интернационализация” (10%), “Устойчивость и потенциал развития” (10%) и “Дистанционное образование” (10%). К примеру, показатель “качество подготовки студентов” учитывает долю победителей международных студенческих олимпиад и других престижных международных соревнований в общем количестве студентов (в расчете на одну тысячу), а индикатор “многообразие знаний” включает соотношение числа реализуемых образовательных программ к количеству учащихся. “Влияние вуза на общество” определяется количеством выпускников, играющих важные социальные роли, а “уровень квалификации научно-педагогических работников” — долей НПР с учеными степенями. Есть также индикаторы, характеризующие “кадровую устойчивость” (среднее время работы НПР в вузе) и “эффективность вложений в исследования” (отношение количества публикаций вуза, индексируемых в Scopus, к его исследовательскому бюджету). Несколько показателей определяют содержание и уровень применения дистанционного обучения в университетах. 
Описание каждого индикатора, расчет оценок — все это, как пообещал В.Садовничий, вскоре будет размещено в сети Интернет для открытого обсуждения, по итогам которого оператор (Ассоциация составителей рейтингов) готов вносить в методику полезные изменения и дополнения. Доступность к его сайту обеспечат как на русском, так и на английском, немецком, китайском, фарси и других языках. 
“К концу этого года мы приступим к сбору данных, чтобы ориентировочно в марте-апреле можно было подвести итоги по университетам, участвующим в национальном секторе рейтинга”, — сказал В.Садовничий. Проект предусматривает построение как глобальной и российской, так и региональных рейтинговых шкал (к примеру, вузов стран БРИКС). Полное издание первого отечественного продукта ранжирования вузов мира ожидается в сентябре-октябре 2017 года. Участие уже подтвердили университеты Японии, Турции, Бразилии, Ирана, Индии, Китая и Азербайджана.
Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев