Своим путем. Взят курс на повышение статуса.

Одно из старейших учебных заведений России, готовящее инженеров в области железнодорожного транспорта и транспортного строительства, — Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) — в конце сентября отметил свое 115-летие. Поздравление  преподавателям и студентам вуза прислал Президент России Дмитрий Медведев. Он подчеркнул, что “сегодня МИИТ — это крупный образовательный и научный центр, обладающий современной экспериментально-производственной базой. Важно, что коллектив вуза стремится поощрять перспективные научно-технические разработки и инновации, совершенствовать методики преподавания, уделять особое внимание дополнительному профессиональному образованию и повышению квалификации специалистов, работающих в транспортной отрасли”.
О научных традициях ­МИИТ, перспективах и проблемах развития отраслевой науки, ее влиянии на качество образовательного процесса рассказывает президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, доктор технических наук, профессор Борис ЛЁВИН.

— Борис Алексеевич, федеральная политика в области  российского высшего профессионального образования направлена на создание крупных научно-образовательных центров, то есть на прочную связь науки и образования. Насколько МИИТ сегодня отвечает такому требованию?
— Для  транспорта эта связь существует изначально, с момента создания в 1809 году первого высшего отраслевого учебного заведения — Института Корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. Более двух веков образовательный процесс четко ориентирован на отраслевую вузовскую науку. Преподаватель должен входить в учебную аудиторию, вооруженный самыми последними научными достижениями, и быть готовым внедрять их в учебный процесс. Только при этом условии  качество подготовки наших выпускников будет соответствовать требованиям, предъявляемым государством к инженерам транспорта.
В разные годы в МИИТ  работали выдающиеся российские ученые и педагоги: Ф.Е.Максименко, В.Н.Образцов, Г.Н.Передерий, Е.О.Патон, С.П.Сыромятников, Л.Д.Проскуряков, С.А.Чаплыгин, И.А.Каблуков,  П.Н.Лебедев, Б.А.Млодзеевский, Г.М.Шаху-нянц, О.Ю.Шмидт и другие. Научные школы, которые ими создавались, кафедры, которыми они руководили, становились надежной основой кадрового и научного обеспечения транспортного комплекса государства. Эта традиция сохраняется и в наши дни.
В числе старейших кафедр МИИТ —  “Мосты” и “Строительная механика”, их в  1896 году возглавил  выдающийся российский ученый и педагог Лавр Дмитриевич Проскуряков. Деятельность этих кафедр положила начало  научным  школам  “Надежность транспортных сооружений” и “Строительная механика”.
В настоящее время в университете действуют 24 научные школы,  получившие всероссийское и международное признание,  и более 120 кафедр.
За последние годы МИИТ существенно модернизировал свою учебно-научную базу, в том числе и за счет побед в федеральных конкурсах. За период 2007-2011 годов в университете создано более 20 инновационных научно-образовательных центров и лабораторий. Среди них — Мультимодальный  образовательный центр, Центр параллельных вычислений, Дом физики, Лаборатория принятия системных решений, Мерзлотная лаборатория, Лаборатория строительства автомобильных дорог, Центр перспективных технологий.
Считаю, что вуз успешно справляется и с воспроизводством научных кадров. МИИТ ведет подготовку по 62 научным специальностям, общий контингент докторантов и аспирантов превышает 750 человек.
В 2009 году в составе университета появился Научно-исследовательский институт транспорта и транспортного строительства.
Основные задачи МИИТ как крупного научно-образовательного центра — кадровое обеспечение инновационного развития транспорта, транспортного строительства и машиностроения;  развитие учебно-научной базы для повышения уровня научных исследований и качества образовательного процесса; воспроизводство научных кадров для отрасли; научная и технологическая кооперация с ведущими зарубежными транспортными компаниями и фирмами.
— Перед отечественной высшей школой ставится задача укрепления партнерства с реальным сектором экономики. Как МИИТ взаимодействует с транспортной отраслью?
— Отвечая на вопрос, коротко охарактеризую научное сотрудничество МИИТ с нашим основным партнером —  ОАО “Российские железные дороги”. Объем НИОКР, выполняемых вузом по заказам компании, растет с каждым годом. По инициативе президента  ОАО “РЖД” В.Якунина создан и эффективно действует с активным участием наших ученых Объединенный ученый совет ОАО “РЖД”, который во многом формирует научно-техническую политику крупнейшей транспортной компании страны.
В 2009 году на базе ведущего научного учреждения отрасли ОАО “Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта” создан факультет МИИТ по подготовке научных кадров. Университет имеет также специализированное подразделение при ОАО “Всероссийский научно-исследовательский институт информатизации, автоматизации и связи”.
В таком же взаимовыгодном режиме мы стремимся работать с другими крупными транспортными предприятиями: корпорацией “Трансстрой”, Московским метрополитеном, ОАО “Ямалтрансстрой” и другими, а также с отраслевыми НИИ.
—  А как развиваются связи МИИТ с институтами Российской академии наук?
— На необходимость укрепления партнерства академической и вузовской науки неоднократно указывали президент и правительство страны. МИИТ традиционно сотрудничает с Институтом проблем транспорта им. Н.С.Соломенко, другими институтами РАН. Тематика взаимодействия весьма разно­образна: разработка и внедрение новых информационных технологий; обеспечение безопасности на транспорте; подготовка научных кадров; разработка и внедрение интеллектуальных транспортных систем и т.д.
Мы планируем и дальше расширять партнерство с институтами РАН. Здесь у нас есть резервы. Многое зависит от активности наших ученых.
— Как вы оцениваете уровень международного научного сотрудничества МИИТ?
— Среди наших партнеров более 70 вузов, предприятий, научных организаций из 32 стран мира, в том числе  из Германии,  Канады, Испании, Италии, Финляндии, Франции, Швеции. Среди крупных зарубежных партнеров вуза — Немецкие, Испанские, Финские и Французские железные дороги, компании “Альстом”, “Бомбардье”, “Сименс”.
Особо хотелось бы отметить режим работы с компанией “Сименс”. Это многоплановая научно-техническая кооперация в рамках реализации проекта развития высокоскоростного движения в России. Аспекты сотрудничества весьма разнообразны — это и совместные научные исследования, и подготовка научных кадров, и сертификация персонала…
МИИТ традиционно является организатором многочисленных  представительных международных конференций, семинаров, симпозиумов, в том числе беспрецедентной по масштабам Международной  научно-практической конференции студентов и молодых ученых “TRANS-MECH-ART-CHEM”. В  прошлом  году эта конференция прошла в МИИТ седьмой раз. Она собрала более 300 молодых людей из 14 стран (Белоруссии, Вьетнама, Германии, Ирана, Казахстана, Латвии, Литвы, Мьянмы, Польши, Словакии,  Узбекистана, Украины, Чехии, Южной Кореи).
Университет традиционно активно участвует в крупных международных проектах, в том числе по линии ЕС. Только в последние пять лет МИИТ был участником таких проектов, как “Европейская сеть, объединяющая лучшие исследования в области железнодорожного транспорта”; TRIMONRANS; TEMPUS,  EURNEX,  CETRRA.
На базе вуза действуют Международная ассоциация вузов транспорта и Совет по образованию и науке при Координационном транспортном совещании  государств-участников СНГ. Один из главных приоритетов этих общественных организаций — кооперация в научной деятельности в сфере транспорта на евразийском континенте.
—  Какие основные  проблемы, на ваш взгляд, препятствуют сегодня  научно-образовательной деятельности?
— Эти проблемы актуальны для всех технических вузов. Но, на мой взгляд, они  не относятся к категории неразрешимых.
Сегодня бизнес предпочитает выдавать вузам  лишь краткосрочные заказы на  научные разработки. Однако необходимо финансировать и комплексные исследования, которые должны привести к внедрению опытных образцов.  Понятно, что тут результатов придется ждать несколько лет. Но иначе эффективного научного сопровождения инновационного развития  транспорта не обеспечить.
У университетов большие проблемы со своевременной ротацией научных и профессорско-преподавательских кадров, с мотивацией специалистов к научной и преподавательской работе. Ведь средняя зарплата ППС по России — 21,5 тысячи рублей. Невелики и аспирантские стипендии.
Надеюсь, что эти проблемы скоро будут решены, тем более что они  в сфере внимания Президента России Д.Медведева и председателя Правительства РФ В.Путина, которые уже сделали на этот счет соответствующие распоряжения.
Впрочем, у вузов для выправления ситуации есть свой  резерв, растущий за счет повышения внебюджетных доходов от научной деятельности, активного участия в федеральных конкурсах. Например, в МИИТ  существуют   гранты для молодых ученых, размером от 15 до 22 тысяч рублей в месяц. В настоящее время эти гранты получают 85 человек. Средняя зарплата ППС вуза составляет около 45 тысяч рублей.
Стимул для научной работы преподаватели,  молодые ученые, аспиранты и студенты получают, участвуя в реализации инновационных образовательных программ и выигранных по конкурсу проектов, дотируемых Правительством РФ, в деятельности студенческого бизнес-инкубатора, инновационных хозяйственных обществ и т.д.  
— В июне этого года МИИТ посетил председатель Правительства РФ В.Путин.  Появились ли у университета после этого визита новые ориентиры для развития?
— Краткий итог визита таков: после знакомства с нашим Мультимодальным образовательным центром глава правительства дал поручение соответствующим министерствам и ведомствам проработать вопрос о создании на базе МИИТ Национального исследовательского транспортного университета.
В историческом аспекте здесь уместно вспомнить, что в 1930-1931 годах  на базе профильных факультетов МИИТ были образованы Московский автомобильно-дорожный институт и Ленинградский институт инженеров водного транспорта.
Возможный новый статус для нас не самоцель. Университет уверенно чувствует себя в русле федеральной политики по созданию интегрированных научно-образовательных комплексов. Сохраняя ориентацию на железнодорожную отрасль, вуз нацелен на подготовку специалистов  и научных кадров общетранспортного профиля, что соответствует приоритетам Транспортной стратегии России.
Новый статус важно не только получить, его необходимо оправдывать. Считаю, что МИИТ к этому готов, причем не только в плане соответствия своего научно-образовательного потенциала новым задачам, но и с учетом настроя всего трудового коллектива. Это в духе наших 115-летних традиций.

Беседовал Андрей КРЮЧКОВ
Фото из архива МИИТ
 

Нет комментариев