Не спешите! Министр предложил не торопиться с оценками.

На прошлой неделе ряд СМИ, посвященных вопросам образования, вышли под громкими заголовками о том, что Министерство образования и науки РФ предлагает ввести ЕГЭ не только в школах, но и в вузах. Обеспокоенная общественность решила было, что вскоре всех ждет полный отказ от дипломов и замена их неким унифицированным испытанием для бакалавров…
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в ходе брифинга, посвященного завершению второго этапа открытого публичного конкурса на получение грантов Правительства России для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских вузах (см. с. 5.), опроверг опубликованную в СМИ информацию.
— Никаких официальных документов по этому поводу нет, — сказал он. — Но считаем, что, в принципе, подобная объективная, не связанная с вузом, оценка могла бы быть полезна и интересна. Поясню: ЕГЭ для школьников, помимо всего прочего, дает нам некое представление о том, как развито школьное образование в разных регионах или даже в той или иной школе. Хотя оценку эту, конечно, не стоит абсолютизировать. Она могла бы позволить сравнивать вузы между собой еще по одному параметру.
Напомню, помимо дипломов в вузах раньше были обязательные государственные экзамены, призванные давать объективную оценку, не связанную с самим вузом. В этих случаях председатель экзаменационной комиссии всегда приглашался со стороны. К сожалению, такая практика сегодня сохранилась не во всех вузах. А там, где она осталась, зачастую все сводится если не к профанации, то к не слишком серьезной степени контроля, когда вуз начинает проверять сам себя.
Конечно, взгляд со стороны всегда полезен. Но думаю, что гораздо эффективнее понять, на какой ступени находится сегодня вуз, позволит нам не очередной экзамен, а некая квалификационная оценка, которая давалась бы учебному заведению внешним заказчиком — работодателем. В частности, сейчас Ассоциация юристов России ведет работу в этом направлении. Думаю, и другие крупные отраслевые организации, например Объединенная авиастроительная корпорация, могли бы участвовать в квалификационных оценках выпускников “своих” вузов. Потом эти результаты можно будет сравнивать между собой, создавая объективный рейтинг качества подготовки в различных профильных вузах. Проверка такого типа целесообразна, это не вызывает сомнения. Как она должна быть организована? Этот вопрос еще не решен, он требует достаточно серьезного обсуждения.
Ухватившись за волшебное слово “рейтинг”, журналисты озаботили министра новыми вопросами. 14 сентября Андрей Фурсенко и ректор Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” Ярослав Кузьминов представили итоги мониторинга качества приема в государственные вузы России в 2011 году, проведенного РИА Новости и НИУ ВШЭ по заказу Общественной палаты РФ (подробнее см. “Поиск” №38, 2011). Многие СМИ тогда поспешили назвать этот анализ “новым рейтингом российских вузов”, да и сам Ярослав Кузьминов не стал возражать против такой формулировки.
Это не первый вариант мониторинга качества приема в государственные вузы, выполненный Вышкой: в 2009 году таковой был сделан для вузов Москвы, в 2010 и 2011 годах — совместно с РИА Новости для всей России. В исследовании рассматривались более 500 вузов, оценивалось качество приема по среднему баллу ЕГЭ, количество поступивших победителей и призеров предметных олимпиад, научные достижения преподавателей вузов (индекс цитирования, объем научных работ на одного преподавателя). Причем оценки этих показателей строились на информации, предоставленной не самими вузами по запросу, а просто вывешенной на их сайтах в открытом доступе. Журналистов волновало, насколько можно доверять подобному “рейтингу”.
Министр отметил, что результат этого исследования является не полноценным рейтингом, а замером практически по одному параметру, пусть и очень важному.
— Надо понимать, что те материалы, которые были представлены НИУ ВШЭ, еще достаточно сырые, — подчеркнул он. — Да, этот мониторинг был проведен по открытым источникам, но, во-первых, не все университеты ведут такие сайты, во-вторых, не все подобные сайты стандартизованы. В связи с этим, по оценкам Минобр­науки, часть обнародованных 14 сентября материалов требует значительной доработки. Мы отправили свои замечания коллегам из Вышки. В ходе доработки картина поступления может немного измениться. Пока же представленные результаты абсолютизировать опасно. Не забывайте — прием только что закончился, поэтому надежные данные будут получены лишь к концу октября. Министерство принимает во внимание результаты подобных мониторингов для оценки вузов, но мы точно не берем их за основу. Окончательно о новом рейтинге можно будет говорить лишь после того, как цифры за 2011 год будут выверены и проанализированы по всем направлениям.

Анна ШАТАЛОВА

Нет комментариев