По пути. Ученые объединяются для участия в масштабном международном проекте.

Недавно в Пекине была подписана декларация о научно-техническом сотрудничестве стран — участниц выдвинутой Китаем инициативы “Один пояс и один путь”, направленной на скоординированное развитие территорий, которые находятся на новом Великом шелковом пути. В работе первого международного научного форума, проведенного в рамках этого проекта, приняли участие заместитель президента Российской академии наук, руководитель Информационно-аналитического центра “Наука” член-корреспондент РАН Владимир Иванов и член Совета Федерации, научный руководитель Байкальского института природопользования СО РАН академик Арнольд Тулохонов. Они рассказали “Поиску” о том, какие вопросы обсуждались на конференции и как российские ученые будут участвовать в реализации масштабного международного проекта. 

— В чем суть инициативы “Один пояс и один путь”? 
В.Иванов: — В 2013 году председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин предложил объединенный проект создания Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века. Его ключевой задачей является обеспечение устойчивого развития на основе взаимовыгодного сотрудничества государств, расположенных на Шелковом пути — пространстве между Китаем и Европой. Область действия проекта распространяется не только на ближайших соседей КНР: он ориентирован также на сотрудничество с государствами, не имеющими границ с Поднебесной, но расположенными на стратегических направлениях экономического развития. Речь идет, в частности, о странах Балтии, бассейнов Индийского океана, Средиземного моря. Проект охватит три континента и прилегающую зону морей и океанов.
Инициатива Китая получила широкую поддержку более 120 стран и множества международных организаций. Основные направления активности участников — развитие скоростного железнодорожного транспорта, расширение торговли и бизнеса, политическое и культурное сотрудничество. 
А.Тулохонов: — Выступая на форуме, я отметил, что Шелковый путь — это не просто строительство дорог и перевозка грузов, но и создание новых экономических кластеров на всем пространстве между Западом и Востоком, в том числе рассредоточение промышленной нагрузки на новые территории в соответствии с идеологией устойчивого развития. 
— Как в этом проекте участвует Россия?
В.Иванов: — Россия его поддержала: 8 мая прошлого года было выпущено совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
 Для реализации инициативы китайской стороной уже подготовлены предложения управленческого, технического и финансового характера для шести экономических коридоров. Одним из таких коридоров является выход через Монголию на Транссибирскую железнодорожную магистраль — кратчайший путь между Сибирью и Азиатско-Тихоокеанским регионом. В орбиту проекта включена и Арктика, поскольку Северный морской путь может стать базовым элементом транспортной связки между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. По территории России, как предполагается, пройдет северо-западная “ветка” Шелкового пути в сторону Польши, Германии и Нидерландов.
А.Тулохонов: — Для России соседство с Китаем должно стать экономическим катализатором. В новых геополитических условиях коммуникации и транспортная мобильность становятся решающим фактором развития государства.
Кроме уже перечисленных, перспективной идеей для нашей страны является организация Южного экономического коридора — через Каспий с выходом на Иран и глубоководный порт Гвадар в Пакистане, который открывает доступ к морским путям, ведущим в Персидский залив. Таким образом, Россия, единственная страна в мире, может получить выход ко всем четырем океанам и кратчайшие морские пути к пяти континентам.
— Какие вопросы решались на научной конференции? 
В.Иванов: — Этот форум носил в значительной мере ознакомительный характер. Ученые более чем из 35 стран — участниц инициативы впервые собрались вместе, чтобы обсудить проблемы долгосрочного научного, научно-технологического и инновационного сотрудничества, направленного на сопровождение этого мегапроекта. Форум предоставил прекрасную возможность для обмена опытом и мнениями по широкому кругу вопросов. 
А.Тулохонов: — Территория Шелкового пути попадает в контуры так называемой Великой степи — природного региона в центре Евразии, где расположены самые большие на планете массивы степей, лесостепей, сельскохозяйственных земель, а также крупнейшие пресноводные озера. Поэтому в разряд наиболее важных задач проекта входят научное обоснование перспектив развития этих территорий и создание для них экологобезопасных технологий природопользования. На рабочей встрече по данному направлению я предложил обсудить актуальные вопросы в рамках намеченной на следующий год международной конференции “Байкал — объект мирового природного наследия: 20 лет спустя”.
— Какова роль Российской академии наук в процессе научного сопровождения проекта “Один пояс и один путь”?
В.Иванов: — РАН рассматривается инициаторами проекта как один из ключевых научных партнеров. Между Российской и Китайской академиями наук налажено тесное сотрудничество, и теперь оно явно выйдет на новый этап. 
Если говорить о форуме, РАН выступала одним из его соорганизаторов и представляла на нем Россию. Представители академии вошли в созданный на конференции секретариат. В реализации проекта, конечно, будут участвовать разные научные структуры — академические институты, ведущие университеты, другие российские исследовательские организации.
— Какие договоренности достигнуты? Каковы дальнейшие шаги по реализации намеченных планов? 
В.Иванов: — По итогам форума была принята декларация, в которой обозначены основные цели всего проекта “Один пояс и один путь” и его научной составляющей. В этом документе также нашли отражение направления сотрудничества и его ключевые принципы — равноправие партнеров, взаимная поддержка, обоюдная выгода. 
Обсуждены важнейшие приоритеты сотрудничества, в числе которых фундаментальные научные исследования, образование, экология и рациональное природопользование, здравоохранение, “зеленые” технологии. 
Стороны договорились каждые два года проводить научные форумы в рамках инициативы. Для ее поддержки было предложено даже создать международный союз ученых.
В общем, сделан первый шаг на большом пути. Необходимо провести ряд организационных мероприятий — окончательно сформировать направления научных исследований, наметить механизмы их реализации, сроки, ресурсы. Эти задачи возложены на секретариат форума. 
А.Тулохонов: — В рамках конференции решались и более частные, конкретные вопросы. Мы посетили город Наньчан — столицу провинции Цзянси, являющейся одним из крупнейших экономических центров Южного Китая. На встрече с вице-губернатором провинции обсуждались возможности регионального сотрудничества провинции Цзянси и Бурятии, в том числе проекты инвестиций в горнорудную промышленность, туризм и сельское хозяйство.
В этой провинции расположен крупнейший пресный водоем Китая — озеро Поянху, связанное системой проток с главной водной артерией страны — рекой Янцзы. Это сближает данный регион по географическим характеристикам с российской территорией, на которой расположен Байкал. В результате обсуждения общих для нас научных проблем был составлен проект соглашения о сотрудничестве исследовательских коллективов, работающих в области мониторинга природных и антропогенных изменений озерных экосистем. Учитывая традиционно хорошие контакты китайских и американских ученых, предложено объединить общие базы мониторинговых данных на Байкале и Поянху с наблюдениями на Великих Американских  озерах. Договорились мы и о проведении совместных экспедиций, студенческих практик и конференций. 
Подготовила Надежда Волчкова
Фото с сайта Китайской академии наук

Нет комментариев