Экспонаты в чемодане. Музеи идут в школы.

В Байкальском музее Иркутского научного центра СО РАН прошла третья научно-практическая конференция “Актуальные вопросы естественнонаучных музеев”, посвященная столетию первой научной экспедиции Академии наук на Байкал. 
Юбилей стал поводом для обсуждения результатов научных исследований, проведенных за прошедшие годы, и того, как они представлены в музейных экспозициях. В конференции приняли участие работники музеев академических институтов, Иркутского областного краеведческого музея, НИИ биологии Иркутского госуниверситета, школьных музеев и музеев под открытым небом. На встрече прозвучали доклады представителей ведущих музеев страны — столичных Государственного Дарвиновского и Государственного геологического музея им. В.И.Вернадского, Зоологического музея РАН (Санкт-Петербург), калининградских музеев Мирового океана и янтаря, Института морских биологических исследований им. А.О.Ковалевского РАН (Севастополь) и других.
Одним из главных событий конференции стал семинар “Музей и школа. Новый формат взаимодействия”, который вела аналитик Московского центра музейного развития, главный редактор журнала “Музей” Елена Медведева. “В мире сегодня налицо тенденция развития совместных школьных и музейных программ. С учетом этого главной нашей задачей становятся поиски возможностей подключения музеев к образовательному процессу”, — подчеркнула она. 
Собравшиеся подробно обсудили проблемы, возникающие на этом пути, примеры положительного их решения. Скажем, школе трудно доставить ребят в отдаленный музей — нужен специальный транспорт, оборудованный ремнями безопасности и т.д. Иркутский краеведческий музей в такой ситуации направляет в школу специалиста с “музеем в чемоданчике”, организует дни открытых дверей по школьной тематике, дает ребятам возможность проводить исследования с материалами музея, организует экологические экскурсии. Иркутский планетарий проводит лекции, дополняющие школьную программу. 
Многое делают и другие музеи. Но все это осуществляется за собственные средства, не только без господдержки, но и с рекомендацией сверху “зарабатывать деньги самим”. Разве что московским школам организуют выезды в отдаленные музеи за счет федеральных средств и музеи поддерживают. А с регионов только спрашивают, требуя все больше отчетности. После жаркой дискуссии участники конференции выработали конкретную концепцию решения болевых проблем. 
А еще делегатам посчастливилось подробно познакомиться с экспозициями музея, оценить его новшества. Некоторым, например, довелось побывать на “дне Байкала” в аппарате для глубоководных погружений “Пайсисе”, специально оборудованном для этого интерактивными приборами.
Надо отметить, что директор музея Владимир Фиалков каждый год вводит какие-то новшества, активно применяя современные технологии. Неслучайно музей охотно посещают и дети, и взрослые. В минувшем году, например, в нем побывало более полутораста тысяч посетителей.
Байкальский музей был создан в 1993 году на основе небольшой экспозиции, собранной учеными. За прошедшие годы он стал самостоятельным научно-исследовательским учреждением СО РАН. Здесь ведутся различные исследования, разрабатываются и издаются научно-методические пособия и учебники по байкаловедению, работает центр коллективного пользования, аспирантура. В музее развивается проект “Байкал в режиме реального времени”, который имеет большую научно-познавательную ценность. Благодаря ему люди, практически из любой части планеты, через сайт Байкальского музея могут наблюдать за нерпами на Ушканьих островах и другими интересными объектами в разных уголках великого озера.
Владимир Абрамович, как и всегда, не останавливается на достигнутом. Во время конференции состоялось заседание рабочей группы по разработке  плана дальнейшего развития Байкальского музея.
Галина КИСЕЛЕВА

Нет комментариев