Подсчитают колоски

Ученые британского Сельскохозяйственного научно-исследовательского центра Ротамстед подали заявку на проведение полевых испытаний генетически модифицированной пшеницы с повышенным уровнем фотосинтеза. С подробностями — World-Grain.com; New Scientist.
По информации портала World-Grain.com, заявка, поданная в Министерство охраны окружающей среды, продовольствия и по вопросам сельскохозяйственного развития (Department for Environment, Food and Rural Affairs) Соединенного Королевства, предполагает испытания на опытном поле Rothamsted Farm в 2017 и 2018 годах. В сотрудничестве с исследователями Университета Эссекса (University of Essex) и Ланкастерского университета (Lancaster University) Ротамстед создал растения пшеницы, более эффективно, чем обычная пшеница, преобразующие солнечный свет в энергию химических связей, а следовательно, в биомассу, что обещает повышенную урожайность. “До сих пор в селекции на высокую урожайность фотосинтез как фактор отбора не рассматривался, в то время как этот процесс таит в себе неизведанные возможности”, — считает один из научных руководителей проекта Кристин Райнес (Christine Raines), возглавляющая биологический факультет Университета Эссекса. Одним из критических для этого процесса этапов является реакция, контролируемая ферментом седогептулозобифосфатазой (sedoheptulose-1,7-biphosphatase, SBPase). Ученые добились повышения ее уровня, внедрив с помощью методов генной инженерии в растения пшеницы ген седогептулозобифосфатазы из модельного злакового растения коротконожки (Brachypodium distachyon). Как поясняет Элизабет Кармо-Сильва (Elizabete Carmo-Silva) из Ланкастерского университета, были получены два типа растений с повышенным фотосинтезом в условиях оранжереи: в одном функциональными были две дополнительные копии гена седогептулозобифосфатазы, а в другом — шесть.
Получив разрешение на проведение полевых испытаний, ученые смогут измерить общую надземную биомассу и продуктивность созданной генно-инженерной пшеницы при достижении полной зрелости в условиях открытого грунта. Речь идет также о подсчете числа колосьев и зерен, их веса в расчете на один колос вне оранжереи. Это позволит подсчитать и важный показатель: процентное отношение массы урожая к полной массе растений. “Мы должны иметь возможность оценить потенциал этих растений в тех же условиях окружающей среды, где выращиваются их нетрансгенные аналоги”, — поясняет научный руководитель испытаний при центре Ротамстед Малкольм Хауксфорд (Malcolm Hawkesford). Только так можно оценить рентабельность решения, его пользу для британской экономики и экологии, считает Хауксфорд. Повышенный уровень фотосинтеза, помимо прочего, означает и повышенное потребление атмосферного углекислого газа.
Фото с сайта www.newscientist.com