Лягушки в ловушке. Попавшие в глубокий карьер амфибии — находка для герпетологов.

…Старший научный сотрудник Института цитологии РАН Спартак Литвинчук отловил несколько травяных лягушек на дне карьера Старая Линза в окрестностях поселка Шабровский. Московский герпетолог планирует сравнить геном амфибий Среднего Урала с имеющимися данными об их сородичах, собранных с территории от Франции до Башкортостана.
Пополнить научную коллекцию уральскими лягушками Спартаку Николаевичу представилось возможным на выездном семинаре Международного комитета по изучению аномалий и патологий амфибий и рептилий им. Жана Ростана. Поездка была предусмотрена программой международной конференции “Аномалии и патологии амфибий и рептилий: методология, эволюционное значение, возможность оценки здоровья среды”, проходившей в Уральском федеральном университете.
Старая Линза была выбрана для встречи ученых не случайно. Это уникальное место для герпетологов. Карьер — гигантская ловушка для амфибий: они могут сюда случайно провалиться, но обратно многие уже не вылезут. Вода, укрытия и возможность кормиться не позволяют животным погибнуть, они продолжают жить и размножаться.
“Здесь высокая плотность населения земноводных, — рассказывает заведующий кафедрой зоологии департамента “Биологический факультет” Института естественных наук УрФУ доктор биологических наук Владимир Вершинин. — Поскольку в карьере холодно, жизненные процессы амфибий происходят не в те же сроки, что у их сородичей на поверхности. Мы наблюдали, к примеру, токовое поведение травяных лягушек в Старой Линзе в августе, а это нонсенс в биологии амфибий нашего региона! Ток травяной лягушки, как элемент брачного поведения, на Урале обычно проходит в апреле-мае. Его характерный признак — призывные крики, которые издают самцы. В карьере из-за особого микроклимата сроки размножения сильно сдвинуты”.
Владимир Вершинин в третий раз организует конференцию, на которой специалисты из разных стран по аномалиям рептилий и амфибий могут поделиться своими наработками. По словам ученых, это позволяет корректировать методики и достигать результатов, сопоставимых друг с другом, хоть и полученных порой в разных странах. Участников конференции из Франции, Японии, Германии, Украины, Казахстана, Белоруссии и 13 городов России впечатлил карьер и его обитатели.
“У нас в Японии нет таких преобразований ландшафта. Наши выработки горных пород горизонтальные, и таких глубоких ям, как эта, обычно не бывает”, — отметил Икуо Миура, сотрудник лаборатории биологии амфибий факультета естественных наук Университета Хиросимы (Япония).
Александра ХЛОПОТОВА
Фото пресс-службы УрФУ

Нет комментариев