На пути в небеса

Новый вид динозавра найден на юге Китая — окаменелость сохранила позу, которая свидетельствует об отчаянных попытках животного выбраться из трясины. Подробности — в Live Science.
Несколько лет назад при взрывных работах, предшествующих строительству нового учебного учреждения в провинции Гуанчжоу, вместе с куском грунта выбросило окаменелость, о которой рабочие немедленно сообщили палеонтологам. Это оказались останки пернатого динозавра на тонких ногах и с костяным гребешком на голове. Животное лежало, распластавшись, с вытянутой шеей и крыльями, очевидно, барахтаясь до последней минуты жизни в попытках выбраться из болота более 66 миллионов лет назад. Как отмечает, сообщая об открытии, издание Live Science, динозавр размером с осла относится овирапторам, роду динозавров, живших в меловом периоде в районе современной пустыни Гоби. Овирапторы хоть и родственны птицам, но летать не могли, видимо, не был способен к этому и открытый сейчас вид динозавра; у него был острый беззубый клюв, посредством которого можно было добывать себе и птенцам пропитание: моллюсков, растения, орехи и яйца других динозавров. Исследование находки провели китайские ученые и примкнувший к ним известный палеонтолог из Эдинбургского университета (University of Edinburgh) Стив Брюссат (Steve Brusatte), их статья опубликована в ноябрьском выпуске онлайн-журнала Scientific Report. Название нового вида овираптора — Tongtianlong limosus — отражает его судьбу: это комбинированное китайско-латинское название, буквально означающее “дракон из грязи на пути в небеса”.
“Грязевой дракон” — шестой из обнаруженных недавно в Гуанчжоу видов овирапторов, что свидетельствует о процветании и многообразии пернатых динозавров в последние 15 миллионов лет мелового периода — вплоть до столкновения Земли с астероидом, погубившим всех динозавров около 66 миллионов лет назад. По мнению Цзюнь-Чан Лю (Junchang Lü), сотрудника Института геологии Китайской академии геологических наук (Institute of Geology, Chinese Academy of Geological Sciences), позднемеловые находки в этом регионе дали важные сведения для изучения эволюции, распространения и поведения динозавров-овирапторов. Новый вид — “дракон” T. limosus — жил в промежутке от 72 миллионов до 66 миллионов лет назад, по словам ученых, это слишком большое “окно”, чтобы можно было оценить скорость, с которой возникало многообразие внутри рода. “Пока мы просто царапнули поверхность в этом регионе Китая… каждый год приносит новые фантастические находки, но еще очень много неизученного”, — считает Грегори Фанстон (Gregory Funston) из канадского Университета Альберты (University of Alberta) в Эдмонтоне. По его мнению, причина процветания овирапторов на фоне упадка остальных динозавров могла быть в рационе или образе жизни, которые способствовали выживанию в то время.
Иллюстрации с сайта