Города и мантии. Европейские тенденции проявляются в Сибири.

Что такое университетский город? В Германии достаточно наличия одного университета, чтобы добавить в бренд города эти красивые слова. Во Франции в Ассоциацию университетских городов входит 80 полноправных участников — от метрополий, подобных Парижу, Лиону и Страсбургу, до пригородов более крупных муниципальных образований. В Великобритании насчитывается шесть типов университетских городов и городков — от классического университетского городка (Оксфорд и Кембридж) до метрополий (Лондон и Глазго). На территории России, если верить Википедии, университетский город всего один — Томск, город, в котором каждый пятый житель — студент. Именно здесь в 1878 году был открыт первый за Уралом Томский императорский университет (ныне — ТГУ). Именно у этого города в уставе записано, что научно-образовательный комплекс является градообразующим. Именно мэрия Томска зарегистрировала товарный знак “студенческая столица России”. И именно здесь как раз по инициативе Томского государственного университета на днях состоялся первый международный Форум университетских городов. 
На форуме были представлены университетские города пяти стран, не считая России, — Великобритании, Германии, Испании, Норвегии, Франции. В организации мероприятия вместе с ТГУ участвовала администрация Томской области. Поддержку оказали Посольство Франции в России, Генеральное консульство ФРГ в Сибири, Немецкое общество международного сотрудничества GIZ. 
Как отметил на пресс-конфе-ренции начальник областного Департамента науки и высшего образования Николай Минаев, главным практическим результатом форума для Томска станут предложения от участников всех уровней о том, как сделать город более удобным для студентов. По мнению эксперта форума, заместителя директора Института Европы РАН Владислава Белова, Томск — классический университетский город европейского типа, о чем, к сожалению, недостаточно знают в Европе. 
Градообразующим научно-образовательный комплекс становится лишь при тесном взаимодействии руководства университетов и городских властей. В этом случае город выходит на новый качественный уровень и сознательно позиционирует себя как университетский. Томск занимает 3-е место в России по количеству студентов на 10 тысяч жителей. Это существенный показатель. Но в то же время очевидно, что имидж Томска как университетского города до конца еще не сформирован. Хотя сам факт, что сегодняшний форум проходит именно в Томске и при такой серьезной поддержке со стороны власти и руководства вуза, говорит о том, что процесс формирования бренда студенческой столицы идет очень активно.
Для того чтобы заявить о себе громче, Томск может воспользоваться опытом немецких университетских городов, например Тюбингена и Марбурга, которые подали заявку на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Недаром на форум приехали представители университетских городов, уже фигурирующих в списке ЮНЕСКО, — Бата (Великобритания), Регенсбурга (Германия), Сантьяго-де-Компостела (Испания). 
Главный ученый секретарь ТГУ и директор Центра научных исследований “Транссибирский научный путь”, на базе которого, собственно, и запущен проект по сравнительному анализу университетских городов, Людмила Борило отметила, что форум должен стать ежегодным местом сбора видных российских и зарубежных экспертов. 
Одним из университетских городов, представленных на форуме, была Тулуза. “Париж — чтобы любоваться, Лион — чтобы зарабатывать, Бордо — чтобы тратить, Тулуза — чтобы учиться”, — гласит поговорка XVI века. В Тулузе, занимающей первое место в рейтинге лучших для учебы городов Франции, на 427 тысяч жителей приходится 110 тысяч студентов. История Тулузского университета — второго по старшинству вуза страны — может служить классическим примером традиционных университетских вольностей. Тулузский университет был создан графом Раймондом VII согласно Парижскому мирному договору от 12 апреля 1229 года в ознаменование побед в крестовых походах против еретиков альбигойцев (катаров). 
Созданием университета Раймонд VII, чей отец был отлучен от церкви за отказ поддержать крестовый поход против альбигойцев, хотел лишний раз продемонстрировать верность папе Григорию IX, недаром среди четырех факультетов — права, теологии, медицины и искусств — лидировал факультет теологии, большинство первых профессоров университета были богословами. Университет должен был демонстрировать примирение между католической церковью и элитой Лангедока. Тем не менее в последующие века университет становится прибежищем марранов (евреи Испании и Португалии, принявшие христианство), каталонцев и даже ирландских мятежников — словом, все, кого на родине преследовали по религиозным или политическим соображениям, заняли достойное место на кафедрах или студенческих скамьях Тулузы. Так что слава Тулузского университетского образования объясняется, говоря современным языком, смешением научных школ. 
Старейшим в англоязычном мире и вторым по старшинству в Европе (после Болонского) является Оксфордский университет, где обучение ведется с 1096 года. После того как в 1167 году король Генрих II запретил английским студентам учиться в Парижском университете, поссорившись с папой римским, отказавшим ему в разводе, их количество в Оксфорде заметно возросло. В 1209 году обучение было приостановлено в связи со стычкой между горожанами и университетскими профессорами и последовавшей казнью двух ученых. Здесь берет начало конфликт town and gown — города и мантии, университетского и городского сообществ, в принципе не исчерпавший себя до сих пор, о чем говорили многие участники форума. Так, в английском Бате, как рассказала профессор бизнес-школы при Университете Бат-Спа Инна Поморина, два местных университета не только выступают одним из крупнейших работодателей графства Сомерсет, столицей которого является этот университетский город, но и… способствуют росту стоимости жизни в городе, прежде всего жилья и земли, так как увеличение числа мест в общежитиях не успевает за ростом числа студентов. 
Естественно, такая “неположительная” динамика вызывает возмущение горожан, многие жители связывают рост стоимости аренды и нехватку квартир именно со студентами и требуют от городского совета решительных действий по отношению к университетам, настаивая на введении ограничений на рост числа студентов. С подобными проблемами сталкиваются и университетские города Испании.
Отдельного внимания заслуживает опыт Регенсбурга — старинного немецкого города, с 500 года н.э. бывшего резиденцией баварских герцогов. Исторический центр Регенсбурга давно и заслуженно включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а вот университет был создан лишь в 1962 году, органично вписавшись в средневековый городской ландшафт. По словам директора Института социальных исследований и технологической экспертизы Университета прикладных наук Регенсбурга профессора Карстена Вебера, город не испытывает проблем с привлечением студентов, в том числе иностранных, так как является одним из самых посещаемых туристических центров Германии. Зато все прелести охраняемых ЮНЕСКО средневековых городов — узкие улочки, которые невозможно расширить, исторические здания, не подлежащие реконструкции, строительные запреты, отсутствие надежного энергоснабжения — касаются его в полной мере. Здесь есть о чем задуматься Томску, знаменитая деревянная архитектура которого не только радует глаз, но и осложняет модернизацию городской инфраструктуры. 
Другим полезным примером стал рассказ французского профессора Жана-Луи Трюэля о том, как маленький аграрный город Лимож смог выстроить инновационную экосистему, опираясь на университетские разработки. Помимо сельскохозяйственной продукции Лимож был известен производством фарфора и дубовых бочек, в которых выдерживали коньяк и вина Бордо. Сегодня здесь успешно работает крупнейший в Европе кластер керамики, производящий как продукты роскоши, так и медицинские протезы и новые материалы. Томичи, формирующие региональный кластер в сфере строительной и медицинской керамики, собираются реализовать на практике кое-что из опыта Лиможа, тем более что университеты этого города уже около 10 лет сотрудничают с томскими.
Безусловно, особую важность для принимающей стороны приобрели вопросы создания комфортного и безопасного университетского кампуса, что преду­смотрено “дорожной картой” утвержденного Правительством РФ проекта “ИНО Томск”. Немало времени участники форума уделили обсуждению “идеального кампуса XXI века”. И некоторые выводы были весьма полезными для сибирского университетского города. 
Во-первых, важным признаком современного кампуса является элементарный бытовой комфорт. И одним из путей его достижения может стать развитие студенческого бизнеса. Так, в числе прочих победителем студенческого конкурса проектов, проведенного в рамках форума, стал студент 4 курса ТГУ Руслан Шкута, предложивший открыть в общежитиях “ландроматы” — прачечные самообслуживания. На фоне амбициозных планов по перестройке томских кампусов этот проект требует совершенно ничтожных вложений, но решает насущные бытовые проблемы многих студентов. 
Во-вторых, для реализации действительно красивых межвузовских проектов вроде “Университетской мили” (создание сети общественных пространств, в которых студентам разных университетов будет комфортно “словом перемолвиться”) необходимо преодолеть ментальные барьеры, препятствующие сотрудничеству томских университетов. Как сказал один из французских экспертов, кооперация выгоднее конкуренции, но, чтобы понять это, требуется время. 
Обсудив особенности развития университетских городов Европы (анализ азиатских и американских тенденций решили оставить на второй форум), эксперты пришли к выводу, что действительно историческими европейскими университетскими городами, в которых университеты за несколько столетий существования в городских пространствах стали градо­образующими, являются малые и средние городские образования. Они активно используют данный статус для маркетинга территорий, повышения своей привлекательности и конкурентоспособности. Для крупных городов, особенно метрополий (Париж, Берлин, Лондон, Санкт-Петербург), данный статус является второстепенным. 
Невзирая на широкое распространение понятия “университетский город” в европейской научной литературе, маркетинге территорий и в брендах многих европейских городов, таких как Мюнстер, Бамберг, Монпелье, Тулуза или Гренобль, до сих пор отсутствуют четко определенные критерии университетского города. Статистический критерий (количество вузов более одного, доля жителей, связанных с университетом, количество и доля студентов на 1000 жителей) позволяет отнести к категории университетских (или студенческих) такие города, как Париж, Берлин, Сантьяго-де-Компостела и Бат — различные по культуре, размеру, вкладу университета в городское развитие и другим аспектам. И студенческой столице России — Томску, равноудаленному от старейшего университета Европы в Болонье и старейшего университета Азии в Маниле, — вполне по силам стать международным центром исследований по этой тематике.
Стоит отметить, что даже культурная программа форума была сугубо научной: в те же ноябрьские дни в Томск съехались научные и творческие лаборатории со всей России, занимающиеся изу­чением традиционной русской культуры, включая исследования народной куклы и народного костюма. Представленная ими арт-мистерия “Метель” по мотивам повести Пушкина впечатлила европейских гостей не меньше, чем обильный сибирский снегопад за окном.
Ольга КОЛЕСОВА
Фото пресс-службы ТГУ

Нет комментариев