Польза быть “и там, и сям”. Залог построения цифровой экономики — в сотрудничестве современной науки, образования и производства.

“Предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики”, — сказал Президент РФ в Послании Федеральному Собранию. И добавил, что “это вопрос национальной безопасности, технологической независимости России, и в полном смысле этого слова нашего будущего”. 
Многие, услышав, сочли идею благим пожеланием, не более. Как шутили в девяностые, “для приготовления рагу из кролика нужна хотя бы кошка”. Так и сейчас — цифровую экономику не выстроить без цифровых заводов и фабрик, коими страна пока не богата. Есть отдельные процессы, линии, да и те скорее исключение, чем правило. Тем не менее любой путь начинается с первого шага. Таким шагом, на мой взгляд, стоит считать прошедшую в конце ноября в Ульяновске конференцию “Системы управления жизненным циклом изделий авиационной техники: актуальные проблемы, исследования, опыт внедрения и перспективы развития”. Мне могут возразить: конференция — слова, а нужна практика. Но конференция эта научно-практическая, и проходила она на территории АО “Авиастар-СП”, то есть ближе некуда к производству, которому и предстоит стать цифровым.
Когда проводили первую конференцию, в 2010 году, на нее согласились приехать представители всего 16 предприятий и 7 вузов нашей страны. Скорее не из интереса, а из уважения к организаторам, среди которых первыми были Ульяновский госуниверситет и АО “Авиастар-СП”. В этом году на пятую конференцию собрались посланцы уже 100 фирм и авиационных вузов. Помнится, на третьeй конференции прозвучал призыв “Позовите пилота!” — мол, того, для кого вы, авиастроители, работаете. Ведь он эксплуатирует изделие, ему и судить о качестве. Но пилотов и сейчас, через два года, в зале не прибавилось. Зато в зале появились инженеры, конструкторы, ведущие менеджеры из концернов “Алмаз-Антей”, “Звезда”, НПО “Марс” и других крупных фирм. То есть судо-, 
вагоно-, машиностроители, инженерно-конструкторский персонал предприятий ракетно-космической отрасли, которых сегодня объединяет стремление внедрять в производство передовые технологии автоматизации, контроля и управления. Тема стала важной для самых разных наукоемких предприятий страны. Плюс стоит отметить, что кроме российских специалистов на конференцию прибыли коллеги из Казахстана, Великобритании, Германии и Франции. Одни — за опытом — вдруг что нового для себя узнают, другие — предложить нам свою продукцию или программные продукты.
Открывая встречу, управляющий директор АО “Авиастар-СП” Андрей Капустин отметил, что за эти 6 лет конференция преобразилась из малой дискуссии по отдельным локальным проблемам управления жизненным циклом изделий авиационной техники в широкий форум, где происходит системное осмысление ситуации в авиационной промышленности. Он подчеркнул, что сегодня, взаимодействуя с внешними партнерами, “Авиастар-СП” сразу же делает акцент на задачи импортозамещения, причем с прицелом на технологические прорывы. Ведь сейчас предприятие участвует одновременно в 8 государственных программах: специализируется на производстве транспортных самолетов Ил-76МД-90А, пассажирских лайнеров семейства Ту-204, сервисном обслуживании транспортников Ан-124 “Руслан”. Плюс осуществляет гарантийное и послегарантийное обслуживание авиационной техники, ведет монтаж интерьеров и отработку систем бортов семейства Sukhoi Superjet 100, участвует в производстве нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Даже в советское время завод не выполнял такого объема. Чтобы с ними справиться, надо структурировать систему управления, установить новые поточные линии сборки, способные работать в режиме конвейера. Только новые технологии позволят заводу выйти в 2018 году на выпуск 18 воздушных судов. Например, сейчас стыковка крыла обновленного Ил-76 с центропланом ведется, так сказать, вручную, как когда-то на Ташкентском авиазаводе. Новые технологии позволят осуществлять эту сложнейшую операцию быстро, точно, с позиционированием узлов и деталей при помощи числового программного управления. Это, кстати, будет оборудование, полностью разработанное и изготовленное российскими производителями. 
Показательно, что ряд докладов на конференции делались, что называется, в тандеме — представителями высшей школы и производственниками. Так, президент Ульяновского госуниверситета Ю.Полянсков и заместитель управляющего директора “Авиастар-СП” В.Донцов по очереди подробно рассказали о партнерстве вуза и предприятия, ставшем основой инноваций в производстве и движителем опережающей подготовки кадров. УлГУ и “Авиастар-СП” начали это сотрудничество еще лет семь назад, понимая, что только взаимодействие приведет их к успеху: участие в программах, создание базовой кафедры на территории предприятия, учебно-лабораторный комплекс, где уже не первый год учат 3D-прототипированию, аддитивным технологиям, виртуальному инжинирингу или моделированию. Совместная работа университета с “Авиастар-СП” и ОАК — это открытие новых специальностей, магистратуры, куда приходят учиться и штатные сотрудники предприятий. Более 200 человек УлГУ готовит сейчас по линии авиастроения, по VI технологическому укладу. “Была задача разработать новую систему управления производством, — рассказал Донцов, — чтобы повысить его эффективность за счет формирования полной, достоверной и актуальной информации по производству и состоянию наших ресурсов на современной программно-аппаратной платформе. Новая система, кроме комплексного реинжиниринга всех процессов управления производством, повышает точность и достоверность предоставления актуальной информации по производству в режиме реального времени, обеспечит интеграцию системы с действующими участками как завода, так и его партнеров”. 
Естественно, менять жизнь трудно. Временами руки опускались, но перебарывали себя, убеждали других, выигрывали конкурсы в рамках программы “Новые кадры для ОПК”, завоевывали авторитет среди авиастроителей — и вот на днях в УлГУ пришло приглашение в Москву на круглый стол “Партнерство предприятий ОАК с высшей школой”. Объединенная авиастроительная корпорация, заметим, — это 98 000 сотрудников конструкторских бюро и крупнейших предприятий страны, таких как “Сухой”; “Иркут”; “МиГ”; ТАНТК им. Г.М.Бериева, “Аэрокомпозит”, Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина и т.д. “Видимо, что-то сдвинулось в понимании ситуации. Так прямо задачи еще не ставили”, — отметил президент УлГУ Юрий Полянсков, по сути, приглашая продолжить обсуждение, происходящее в Ульяновске, в столице 14 декабря. Туда наверняка приедут многие из участников нынешней конференции. И им есть что рассказать даже из своего опыта. Уже не сетования и призывы звучат с трибуны, а примеры конкретного опыта.
Зал буквально замирал, когда выступали докладчики из ГК “ХАЛТЕК” или ESI Group, работающие на импортном оборудовании и продуктах. Коммерческий директор ООО “ХАЛТЕК-ДоАЛЛ” Виктор Пискунов на пленарке привел в качестве примера Казанский вертолетный завод, где для выпуска вертолетов Б-200 ХАЛТЕК поставил станки Yamazaki Mazak, работающие на выпуск профилей для фюзеляжей 24 часа в сутки 365 дней в году. Станки эти отработали уже почти 80 000 часов. Плюс три года назад там же запустили линию автоматизации управления инструментом. Станки этой линии умеют обмениваться им друг с другом — небывалое достижение. Как считает представитель ХАЛТЕК, получилась лучшая в мире система автоматизации вертолетного завода. Высвобождено двумя этими автоматическими линиями 168 станков, 36 рабочих… “Мы можем, — сказал он, — поставить заводам современное оборудование и адаптировать их к условиям конкретного производства, но авиастроительная отрасль сегодня ощущает серьезный дефицит кадров. Если бы подготовка кадров и повышение производительности предприятий могли идти параллельно, у авиапрома появились бы реальные шансы набрать обороты и выйти из мертвой петли, в которую его вогнали девяностые годы”. Но с не меньшим вниманием участники слушали и гостей, работающих в реалиях отечественных организаций. Особенно на сессиях конференции.
Их было четыре — по автоматизации, по системам инженерного анализа в условиях цифрового производства, по проблемам проектирования и изготовления изделий авиационной техники, а также по опережающей подготовке и переподготовке кадров для авиастроения. Участники конференции чуть ли не перебегали с одной на другую, чтобы успеть послушать коллег или выступить. Уж больно было интересно. Так, например, сессия об опережающей подготовке открылась выступлением Андрея Савилова из Иркутска. Судя по программке, он — руководитель научно-исследовательской лаборатории Иркутского национального исследовательского технического университета, а оказалось — еще и ведущий технолог Иркутского авиазавода. Семнадцать лет он “и там, и сям, но так трудятся все, кто задействован в ИРНИТУ при подготовке магистрантов”. И в таком подходе, считает, залог успеха взаимодействия корпорации “Иркут” и университета. 
— Между нами всегда была связка, — рассказывал Савинов, — заводчане слали вузу претензии, чего наши выпускники не знают, не умеют. Мы реагировали, но, когда жизнь заставила перей­ти на систему подготовки бакалавр-магистр, этого стало мало. Не зря на пленарке так часто о ней вспоминали. Как ни пытаются их пристроить к современному авиапроизводству, не получается. Выход один: доучивать в магистратуре. Вот почему в ИРНИТУ мы открыли магистратуру по направлению “Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств”. Название программы “Механообработка деталей на высокопроизводительном оборудовании”. Магистрант готовит в качестве выпускной работы не стопку бумаг, а доводит до ума технологии выпуска самых капризных деталей на производстве заказчика. 130 магистрантов в год для вертолетостроения, судостроения, в рамках гособоронзаказа. Вторая группа магистрантов образовалась… после внедрения профстандартов летом этого года, когда масса людей на предприятиях оказались перед выбором: получить профессиональную переподготовку или уйти с завода. Требование иметь профильное образование заставило идти учиться десятки людей. 
Хорошо, что Иркутский авиазавод — передовое предприятие в отрасли и стране. Да и вуз, как рассказывал А.Савилов, в рамках программы национальных исследовательских университетов получил существенные средства. Только в оснащение его лаборатории вложили 200 миллионов рублей. В первую очередь были куплены токарные и фрезерные обрабатывающие центры. Причем в топовой комплектации. Ряд моделей присутствуют в единственном экземпляре в стране, а некоторые — и в мире. Скажем, центры для обработки титана; алюминия и легких сплавов, роботизированный комплекс для обработки тяжелых материалов. Занимаются партнеры — ИРНИТУ и завод — автоматизацией: например, имеют полный набор приборов для измерений, которые нужны авиации. Университет совместно с корпорацией “Иркут” выиграл несколько проектов в рамках Постановления №218 и часть средств, полученных благодаря этому, пустили на приобретение уникального оборудования и программного обеспечения. Преподаватели прошли стажировки в зарубежных ведущих центрах по механообработке — Орлеане, Ванкувере, Монреале и т.д. Студентам, магистрантам дан допуск ко всему этому оборудованию, они делают на нем лабораторные, конечно, после обучения и под контролем сертифицированных наставников.
Есть в вузе и опережающая подготовка кадров. На заводе в работе сейчас самолеты с композитным крылом и рядом узлов из композитов. Это значит, что меняется не просто структура лайнера (он становится более эффективным, экономичным), но и обслуживание аппарата. Теперь все ремонтные, восстановительные работы по нему будут выполняться на предприятии-изготовителе. А кто это будет делать? В 2017 году ИРНИТУ открывает магистратуру по направлению “Обработка и ремонт изделий из композиционных материалов”. У вуза для этого есть уникальные компетенции и весь инструмент для стыковки крыла и центроплана. Отечественный, изготовленный ими же в Иркутске, запатентованный и превосходящий по качеству и износостойкости все зарубежные аналоги…
 О ценности этого выступления можно судить по тому, что первым задал вопрос иркутянину начальник проектного офиса “Авиастар-СП” Алексей Пирогов. Попросил поточнее рассказать профессионалам завода про топовую комплектацию лаборатории, уточнить, какими компетенциями могли бы поделиться с ульяновцами по механообработке, по стыковке крыла. Вот так. Когда собираются профессионалы, знающие дело “и там, и сям”, да на цифровом уровне, жизнь становится содержательнее, производства — современнее, а жизненный цикл изделий существенно увеличивается. И это — шаги к цифровой экономике.
Елизавета ПОНАРИНА
Фото автора

Нет комментариев