Оптимизм оптимизаторов. В Минобрнауки надеются улучшить качество образования, сократив число вузов.

Вопрос о реструктуризации или закрытии вузов и филиалов, не дающих качественного образования, стоит на повестке дня уже не как тема для обсуждения, а как задача, поставленная руководством страны, и Министерство образования и науки намерено ее решить уже до следующей приемной кампании. “До мая все решения по филиалам будут приняты”, — заявил министр Андрей Фурсенко на рабочем совещании в министерстве с руководителями подведомственных вузов, состоявшемся накануне Дня учителя. Вузы Минобрнауки составляют чуть больше половины всех государственных высших учебных заведений, в них учатся три четверти российских студентов. Основная тема совещания — меры по обеспечению большей эффективности работы высшей школы. На повестку дня было вынесено несколько вопросов: предварительные итоги этого года и задачи на будущее, состояние и перспективы социальной инфраструктуры вузов (проще говоря, решение проблемы общежитий), программы развития вузов как инструмент реализации государственной политики в сфере образования и науки и другие.
По словам министра, сегодня нет вуза, который не почувствовал бы влияния демографии. Если бы не мобильность, многие ведущие университеты остались бы без студентов. Но мобильность растет, и подтверждение тому — ситуация с общежитиями: ведущие вузы становятся центрами притяжения молодежи со всей страны, общежитий не хватает. И до 2020 года демографическая ситуация не улучшится. По словам министра, чтобы сохранить систему высшего образования, надо, во-первых, оптимизировать ее, во-вторых, искать новые возможности для продолжения деятельности: переподготовка, обучение взрослых… Далее речь шла только о первом условии.
Как сообщил министр, глава правительства Владимир Путин дал министерству поручение финансирование вуза поставить в зависимость от среднего балла ЕГЭ зачисленных на первый курс. Сокращение числа филиалов следует из этого в первую очередь. На совещании приводились впечатляющие цифры: с учетом филиалов средний балл ЕГЭ поступающих в вуз уменьшается в среднем на 10 единиц. Учитывая, что в некоторых из них все-таки идет реальная подготовка, приходится признать, что где-то этот разрыв еще больше. Если качество контингента первокурсников филиала будет влиять не в лучшую сторону на финансирование основного вуза, то он сам, по идее, должен быть заинтересован в закрытии такого подразделения.
О том, как выглядит система высшего образования России в свете предварительных итогов приема этого года, рассказала помощник министра Анна Деревнина. В этом году выпуск из школ сократился более чем в два раза по сравнению с 2005 годом. Контрольные цифры приема сокращаются значительно медленнее, что связано с конституционной нормой 170 студентов на 10 тысяч населения. Таким образом, доступность высшего образования возрастает. Несмотря на драматическую демографическую ситуацию, в целом прием в вузы прошел хорошо, считает помощник министра. Большинство столичных и региональных вузов уложилось с бюджетным приемом в первую волну. Причем качество абитуриентов улучшилось: средний балл ЕГЭ составил 61,5 (в прошлом году было 55,4). Внебюджетный прием сократился на 30%. При этом усиливается сепарация вузов, расслоение их на более и менее востребованные. Во второй группе оказались 22 подведомственных Минобрнауки вуза, не выполнивших госзадания и не добравших на бюджетные места около тысячи человек. Причем у некоторых недобор серьезный — от 60 до 150 человек. Среди них Московский текстильный университет им. А.Н.Косыгина, Смоленский госуниверситет, Санкт-Петербургский морской технический университет… Последнему вузу министр посоветовал брать пример с авиационных университетов и усилить профориентацию — начинать работать не с 11 классами, а с 8-9-ми.
Министерство каждый год увеличивает контрольные цифры приема на подготовку кадров по приоритетным направлениям модернизации — за 5 лет они в целом выросли на 9%. Это “правильный сигнал государства обществу, абитуриентам и родителям”, — отметила помощник министра. Одновременно министерство снижает КЦП на гуманитарные, экономические, юридические специальности — за последние годы в среднем на 30%. Однако самые лучшие абитуриенты сигнала государства не понимают и по-прежнему выбирают специальности, обещающие доход в будущем. Хотя отмечаются и новые тенденции: так, достаточное количество вузов набрали сильных абитуриентов по информационной безопасности, информатике и вычислительной технике, физматнаукам, геологии, разведке полезных ископаемых.
Высокие результаты зачисления в целом (выше 70 баллов у зачисленных на первый курс) показали примерно 30 университетов: Физтех, Плехановка, ИТМО, Пермский госуниверситет, Казанский федеральный, Новосибирский госуниверситет и другие.
Основная задача следующего года — совершенствование механизма государственного задания. В первую очередь, имеется в виду построение прогнозной модели региональных и отраслевых рынков, развитие приоритетных направлений инженерной подготовки, популяризация инженерных специальностей в работе со школьниками. Министерство намерено также учитывать результаты ЕГЭ зачисленных абитуриентов при распределении на конкурсной основе контрольных цифр приема.
Что же получается в сухом остатке? Отток сильных абитуриентов в ведущие вузы, снижение контрольных цифр приема (а значит, и бюджетного финансирования), резкое снижение финансирования внебюджетного (за счет платных студентов) может поставить на грань выживания многие средние университеты, которые в свое время создавались в регионах именно для обеспечения их своими кадрами, поскольку даже в эпоху распределения молодые специалисты из крупных вузовских центров ехали в глубинку неохотно и надолго там не задерживались. Что дальше? Закрывать  вузы-банкроты? А может, начать со школ, выпускающих абитуриентов с низким баллом ЕГЭ? Впрочем, к чему приводит закрытие школ, уже известно.
Однако есть и хорошие новости. Как было заявлено на совещании, в середине октября министерство собирается объявить конкурс программ развития высших учебных заведений. Он пройдет по трем категориям университетов: инженерно-технические, классические, гуманитарные. На эти цели выделяется до 300 млн рублей на три года. Проведя конкурс программ, государство будет финансировать отдельные проекты из них. “Мы заинтересованы, чтобы максимальное количество региональных университетов получили поддержку от федерального бюджета, — подчеркнул Андрей Фурсенко. — Но если не будет хорошей программы развития — финансирования получить не удастся. Это не административный изыск, не искусственная вещь — это реальный инструмент. Практика показала, что университет, создавший свою программу развития, даже если не прошел в НИУ, сегодня работает более эффективно”.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев