Беги, малыш, беги! Как спастись птенцу?

Необычные эксперименты провели ученые Института систематики и экологии животных СО РАН (ИСЭЖ СО РАН) и факультета естественных наук Новосибирского госуниверситета (ФЕН НГУ) в гнездовой колонии барабинских чаек на озере Кривое в Карасукском районе Новосибирской области. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда. Выполнял проект коллектив под руководством доктора биологических наук профессора Жанны Резниковой. Исследуя поведение чаек, жужелиц, грызунов и муравьев, биологи ставили перед собой вполне конкретные задачи — выявить ключевые поведенческие и когнитивные характеристики модельных видов животных с различными типами нервной системы и разными уровнями социальной организации, разработать критерии индивидуальной специализации животных в популяциях и социальных системах, сформировать на основе экспериментальных данных представления об оптимальных сочетаниях поведенческой, когнитивной, а для общественных животных — и социальной специализаций. В дальнейшем результаты исследований будут применяться для разработки практических рекомендаций по восстановлению целостных экосистем в условиях природных и техногенных катаклизмов. Тема в наши дни, когда окружающую среду губят то пожары, то наводнения, то землетрясения, а то и человек, согласитесь, актуальная.
Однажды “Поиск” уже рассказывал об экспериментах Жанны Ильиничны по изучению поведения муравьев с помощью лабиринта. На сей раз в лабиринт помещали птенцов барабинских чаек (Larus barabensis), которые сталкиваются с риском инфантицида (детоубийства) и каннибализма со стороны взрослых обитателей колонии. Ученые хотели выяснить, влияют ли на выживаемость оказавшихся в относительной независимости от родителей детенышей чаек их поведенческие повадки.
Биологи поставили эксперимент: создали загородку-лабиринт, в которую помещали чайчат, чтобы оценить разно-образие присущих им способов решения задач на ориентирование. Ученые сделали вывод, что условия раннего развития способствуют формированию у птенцов различных вариантов поведения в ситуациях, связанных с риском для жизни.
— Для барабинских чаек очень важно наличие охраняемой территории вокруг гнезда, — комментирует руководитель эксперимента, старший преподаватель ФЕН НГУ кандидат биологических наук Алексей Друзяка. — Уже на стадии заселения колонии чайки стремятся сделать так, чтобы соседние гнезда оказались на достаточно большом расстоянии от их собственного. Когда птенцы появляются на свет, у чаек многократно вырастает агрессивность по отношению к соседям, буквально за один-два дня родители “учатся” отличать собственных птенцов от чужих. Чужой птенец является потенциальной добычей, поскольку эти птицы практически всеядные. И для крупной чайки простейший способ “прогнать” чужого птенца, чтобы не украл еду, — его убить.
Алексей и его коллеги — младший научный сотрудник ИСЭЖ СО РАН Мария Минина, студентка ФЕН НГУ Яна Телегина — задались целью выявить различные способы поведения птенцов в опасных ситуациях. В период насиживания кладок около сотни гнезд огородили вертикальным забором высотой до 50 см. В одном замкнутом контуре оказывалось от 5 до 20 гнезд. Загородки не мешали птенцам и их родителям жить своей обычной жизнью, но позволяли ученым ловить птенцов для регулярных измерений, взвешиваний и проведения экспериментов.
Исследователи протестировали в лабиринте 80 птенцов в возрасте от 8 до 23 дней. Двадцать из них подвергались испытанию повторно через несколько дней после первого эксперимента.
— Эксперименты позволили нам выявить у птенцов барабинской чайки набор альтернативных сценариев поведения в рискованной ситуации, — пояснила Яна Телегина. — Смоделированная опасная ситуация такова: во время появления вблизи колонии хищника птенец барабинской чайки убежал из своего гнезда и спрятался в укрытии. Когда же угроза быть съеденным миновала, чайчонок должен вернуться в гнездо так, чтобы по дороге его не атаковали взрослые сородичи, то есть выбрать самый оптимальный путь домой.
По результатам первого теста чайчата разделились на три группы: 32% — “сообразительные” — использовали для ориентирования “внутреннюю информацию” (метод вычисления пути на основании памяти о том, сколько шагов совершил птенец, в каком направлении они были сделаны), 45% — “активные” — выбирали дорогу случайным образом, 23% — “затаивающиеся” — в течение 15 минут не вышли из лабиринта, поскольку часто останавливались.
Второй тест показал, что выход из лабиринта в течение 15 минут является устойчивой во времени характеристикой: те птенцы, которые не вышли в первом тесте, не выходили и во втором. Характер поведения птенцов в лабиринте не зависел от их возраста. Надо отметить, что “затаивающиеся” птенцы были более упитанными, чем все остальные, а “сообразительные” жили на более крупных территориях. Ученые предполагают, что поведение птенцов в лабиринте соответствует их поведению в естественных условиях.
“Сообразительные” птенцы, живя на участках колонии с низкой гнездовой плотностью, вероятнее всего, имеют надежные постоянные укрытия на территориях, окружающих их гнезда, реже подвергаются нападениям взрослых соседей по колонии, поэтому могут беспрепятственно перемещаться в окрестностях гнезда даже в отсутствие родителей.
“Активные” и “затаивающиеся” птенцы, живя на густо заселенных участках колонии, очевидно, имеют мало возможностей для самостоятельных прогулок из-за повышенного риска нападений соседей. По мнению биологов, “затаивающиеся” чайчата, сидя в укрытии после нападения хищника, дожидаются момента, когда услышат голос своего родителя, приземлившегося на гнездо, — сигнал к возвращению и звуковой ориентир одновременно.
Интересный нюанс: чем меньше времени родители проводят на гнезде, защищая свой выводок, тем дольше птенцу приходится сидеть в укрытии, но тем лучше его кормят, что согласуется с повышенной упитанностью “затаивающихся” птенцов барабинской чайки.
По материалам