Чем обедал гоминин?

Коллекция остатков съедобных растений, которая дает представление о меню доисторического человека, собрана археологами в Израиле.
Виноградная косточка, пролежавшая в земле около 780 тысяч лет, один из образцов среди 9 тысяч остатков съедобных растений, найденных в археологической зоне каменного века на берегу озера Хула, что на севере долины реки Иордан. Само место отнесено к ашельской культуре раннего палеолита, существовавшей от 1 миллиона 750 тысяч до 250 тысяч лет назад. Разнообразие растительных остатков в древней коллекции свидетельствует о том, что основа рациона наших доисторических предков была вегетарианской. В то время как палеолитические растительные остатки во всем мире довольно редки, макроботанический сбор с берега озера Хула позволил ученым Еврейского университета Иерусалима (Hebrew University of Jerusalem) и Университета им. Бар-Илана (Bar Ilan University) изучить растительную диету людей ранне-среднего плейстоцена. Эти сведения важны для понимания эволюции, адаптации и использования окружающей среды гомининами. Находки были сделаны во время археологических раскопок заболоченного места Гешер-Бенот Йааков, где недавно обнаружились самые ранние в западной части Азии свидетельства освоения огня человеком. Профессор Наама Горен-Инбар (Naama Goren-Inbar) из Института археологии при Еврейском университете Иерусалима (Institute of Archeology at the Hebrew University of Jerusalem), под руководством которой велись нынешние раскопки, давно изучает следы пребывания гоминид в Левантийском коридоре, по котором у прошло несколько волн исходящих из Африки наших далеких предков. Результаты изучения растений, которые были доступны ранним людям при переходе от африканского к европейскому рациону, Горен-Инбар с коллегами опубликовали в декабрьском номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.
Среди найденных растительных остатков — зерен, семян, плодов, орехов, листьев, стеблей, корней и клубней — профессор Горен-Инбар и ее коллега из Университета им. Бар-Илана доктор Йоэль Меламед (Yoel Melamed) идентифицировали 55 видов съедобных растений. Многие из образцов очень малых размеров, и они сохранились на протяжении сотен тысяч лет благодаря влажным условиям. Датирование находок проводили по определению возраста находящихся под ними базальтовых пород аргон-аргоновым методом, и оно было подтверждено палеомагнитным анализом. “Этот регион известен богатством флоры, но что нас поразило, так это источники растительной пищи в озере. Мы нашли более 10 видов, существовавших в доисторические времена, но не дошедших до наших дней, например два типа водяных орехов, среди которых было семь съедобных разновидностей”, — отмечает доктор Меламед в пресс-релизе Еврейского университета Иерусалима.
Фото с сайта www.algemeiner.com