Сохранение с сокращением. Ученым обещаны трудности.

Руководство ФАНО России подвело итоги года на совещании в Сибирском федеральном округе и обозначило задачи на будущее.
Зал Дома ученых Новосибирского академгородка был полон — встретиться с командой Федерального агентства научных организаций прибыли не только директора институтов со всей Сибири, но и представители административных органов — заместитель губернатора Новосибирской области, мэр Новосибирска. Разговор шел четко, откровенно, иногда жестко. 
Руководитель Сибирского территориального управления ФАНО Алексей Колович сообщил, что сибирские организации принимают активное участие в проектах по реорганизации учреждений сети ФАНО. Так, в 2016 году создано три федеральных исследовательских центра, объединивших в своем составе 29 научных организаций, на стадии реализации находятся еще три проекта. В 2016 году объем целевых субсидий в Сибирском федеральном округе составил 1,15 миллиарда рублей. Эти средства в основном были потрачены на проведение капитальных ремонтов и приобретение научного оборудования. 
Поскольку Госдума уже во втором чтении приняла законопроект о госбюджете на 2017-2019 годы, начальник Финансово-экономического управления ФАНО Наталья Сибирякова назвала показатели проекта бюджета федерального агентства по шести госпрограммам. И бюджет присутствующих не порадовал. В 2017 году он должен составить 73 миллиарда 471,5 миллиона рублей, в 2018-м — около 73,3 миллиарда, годом позже — менее 69 миллиардов. “У нас существенно сократилась инвестиционная часть”, — признала Н.Сибирякова. Глава ФАНО Михаил Котюков в связи с этим заметил: “Задача состоит в том, чтобы сохранить все позитивные начинания 2016 года. Понятно, что это будет очень тяжелый процесс”. 
“Мы ожидаем увеличения средств на реализацию указов президента страны по заработной плате, за счет этих средств уменьшение бюджета ФАНО будет нивелировано”, — попыталась добавить нотку позитива докладчица. Однако на научные институты лягут дополнительные затраты. Так, в ближайшее время станет необходимым выполнение требований Правительства РФ по антитеррористической защите, мобилизационной подготовке и гражданской обороне. 
Руководитель Сибирского федерального центра агробиотехнологий академик Николай Кашеваров назвал предварительную цифру: на все эти мероприятия его организации понадобится около 
4 миллионов рублей. “Специального бюджета на это нет, — ответил Михаил Котюков. — Помогать по мере возможностей будем, но очень аккуратно”. Не учитывает федеральный бюджет и грядущего повышения расходов на коммунальные услуги, которое в Новосибирске, например, составит 15%.
Надо отдать должное руководству ФАНО — оно пытается изыскать дополнительное финансирование путем взаимодействия с другими министерствами, так, по поводу закупки техники для селекционных работ идут переговоры с Минсельхозом, по вопросу особо охраняемых природных территорий — с Минприроды. К сожалению, процессы эти быстрыми и эффективными назвать трудно — год подходит к концу, в 2017-м финансирование высокотехнологической медицинской помощи пойдет через систему фондов обязательного медицинского страхования, а соглашение с Минздравом, регламентирующее формат взаимодействия и порядок распределения средств, — все еще в стадии подготовки. 
Заместитель председателя СО РАН академик Михаил Эпов в очередной раз поднял вопрос о финансировании геологических экспедиций. Дело в том, что экспедиционные работы носят сезонный характер и институтам, которые их проводят, было бы удобнее получать средства не строго по 25% в квартал, а большую часть — летом, меньшую — зимой. Увы, сезонный характер работ должен быть, по словам представителей ФАНО, подтвержден правительственным указом или распоряжением. В частности, для флота удалось найти действующий указ 1920 года, в связи с чем финансирование всех морских научных экспедиций теперь осуществляется сезонным образом. Для геологов и археологов соответствующие документы пока не найдены. 
Оценка результативности деятельности научных организаций, первые итоги которой ожидаются к июлю 2017 года, тоже пока не скажется на финансировании институтов. Мониторинг показателей — от наукометрической оценки до экспертных заключений — будет проводиться раз в пять лет по 30 референтным группам (областям научного знания), а музеи, библиотеки и недавно сформированные многоотраслевые научные центры (ФИЦ и другие) отнесены к “особому профилю”. По итогам оценки институты будут разделены на три категории: “организации — лидеры отрасли или научного направления”, “стабильные организации” и “организации, не показывающие заметных научных результатов”.
— Если институт попадает в третью категорию — будем принимать решение о реорганизации, ликвидации или смене руководителя. А к вопросу о том, каким образом категория будет сказываться на финансировании, мы еще вернемся и вместе его обдумаем, — пообещал глава ФАНО. 
Одним из 40 критериев оценки результативности института является присутствие информации о нем в СМИ, чему на совещании в Новосибирске было уделено повышенное внимание. По данным информагентства “Россия сегодня”, научная тематика занимает в русскоязычном медиапространстве 13%, из которых 7% — недостоверные сообщения. Эксперты ФАНО представили ТОП-10 наиболее упоминаемых в СМИ научных учреждений страны, среди которых СО РАН представляют Институт ядерной физики (4-е место), томский Институт физики прочности и материаловедения (7-е место) и ФИЦ Институт цитологии и генетики (9-е место).
Надо сказать, что сибиряки принимают активное участие и в работе различных комиссий агентства — под руководством академика Валентина Пармона идет работа над предложениями по повышению публикационной активности научных организаций. Академик Ренад Сагдеев, много лет руководивший работой приборной комиссии СО РАН, будет заниматься центрами коллективного пользования, в результате должны быть разработаны механизмы поддержки научной инфраструктуры. Кстати, хорошим подарком к юбилею Ренада Зиннуровича стал запуск в Международном томографическом центре СО РАН нового томографа — на полностью цифровом сканере с максимально мощным магнитным полем 
(3 тесла) можно выполнять фундаментальные исследования и диагностику широкого спектра. Как отмечают эксперты, прибор обладает высокой пропускной способностью и позволяет проводить обследования в комфортных для пациентов условиях. Средства на покупку нового томографа МТЦ СО РАН выделило ФАНО России, Михаил Котюков принял участие в церемонии запуска. 
— Это единственный в России томограф такого класса. С его помощью мы можем видеть отдельно разные участки головного мозга, направленно активировать их, проводить детальные когнитивные исследования, — пояснил Ренад Сагдеев. — Надо отметить, что в рамках одного из проектов нашего центра физики, медики, математики из институтов ФАНО, Мин-здрава, Новосибирского госуниверситета и ряда других организаций с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии исследуют реакции головного мозга на внешние воздействия. Изучив механизмы функционирования головного мозга, мы сможем решать проблемы даже тех пациентов, которые полностью обездвижены: активируя отдельные участки мозга, мыслительную систему таких пациентов, мы сможем искать “разумные” устройства, заменяющие им двигательный аппарат.
Подготовила Ольга КОЛЕСОВА

Нет комментариев