В спорах о сроках. Профстандарт педагога ждет своего часа.

Профессиональный стандарт педагога, введение которого еще не так давно ожидалось с 1 января 2017 года, продолжает оставаться предметом дискуссий как в рядах широкой общественности, так и в профессиональной среде. В связи с этим случившийся в конце лета очередной перенос срока внедрения на 2019 год сегодня видится логичным, однако, как выясняется, и сейчас так считают далеко не все эксперты. Возможно, прийти к согласию по этому и другим ключевым вопросам им поможет Всероссийская конференция по обсуждению содержания профессионального стандарта. Тем временем в ходе круглого стола на тему “Профессиональный стандарт педагога: новые возможности развития российской системы образования”, состоявшегося на площадке МИА “Россия сегодня” в преддверии конференции, разработчики продолжали дискутировать о сложившейся ситуации и ее перспективах. 
Обновленную версию документа журналистам представил директор Центра образования №109 академик РАО Евгений Ямбург. Работа над совершенствованием содержания стандарта продолжалась и после его утверждения в 2014 году. Основой для принятия решений по дополнениям и изменениям стали результаты пилотной апробации, которая проходила на 23 образовательных площадках страны. “Все живое растет снизу, то, что навязывается сверху, вызывает отторжение”, — уверен педагог. За время первого этапа пробного введения выяснилось: помимо недостаточной квалификации педагогов, неготовых использовать профстандарт как инструмент для применения ФГОС, существует еще целый ряд проблем, без решения которых стандарт не примет профессиональное сообщество, а это, по мнению академика РАО, главное условие его жизнеспособности и эффективности, и поэтому с внедрением спешить нельзя. 
Одна из важных новаций, предлагаемая разработчиками на втором этапе апробирования профстандарта, — трехступенчатая модель карьерного роста учителя. С ее помощью, как рассказал Е.Ямбург, будет решена и задача объективного отбора кадров. “Система учительского роста — это повышение социального престижа педагогического труда. Она должна быть структурно обеспечена и иерархически выстроена”, — считает он. Сегодня процедура аттестации школьных педагогов отдана “на откуп” регионам. В одних местах требуют огромное портфолио, в других тестируют. “Не разработаны объективные инструменты оценки труда учителя, что приводит к субъективизму и выбору тех, кто удобен начальству”, — констатировал докладчик. Заметив, что для повышения качества работы педагогов необходимо не только увеличение жалования, но и признание их заслуг, Е.Ямбург посетовал: “Почетные звания, как правило, фиксируют итоги долговременной деятельности, а нам очень нужна творческая молодежь, и ее необходимо мотивировать”.
Представленная им модель профессионального роста преду-
сматривает введение трех педагогических должностей: “учитель”, “старший учитель” и “ведущий учитель”. Первая предполагает владение базовыми компетенциями, знание предмета. Вторую может занять человек, не только обладающий этим багажом, но и умеющий эффективно применять передовые педагогические практики, строить работу на основе анализа конкретного состава учащихся с учетом их реальных возможностей, включая состояние здоровья. Таких педагогов Евгений Александрович назвал индивидуализаторами процесса обучения. С учетом изменения в последние годы контингента школьников, в котором зачастую одновременно представлены ребята с разными физическими и интеллектуальными данными, дети трудовых мигрантов, плохо знающие русский язык, современная школа особенно нуждается в таких учителях. 
Третья категория, по определению Е.Ямбурга, — это интеграторы. Ведущий учитель должен обладать навыками старшего, а также быть способным координировать работу всех участников образовательного процесса (включая педагогов, психологов, дефектологов и др.), уметь одновременно и управлять командой, и отслеживать динамику развития каждого ребенка. 
Эксперт убежден, что главный критерий качества работы учителя — это достижения детей, причем в соответствии со способностями каждого ребенка, а право на основную оценку работе педагога необходимо предоставить его коллегам. Е.Ямбург сообщил о создании ассоциации “Педагог XXI века”, куда приглашаются как физические, так и юридические лица. “Нас в первую очередь интересуют специалисты, владеющие передовыми педагогическими практиками, а также педвузы и колледжи, уже работающие по переформатированию концепции образования”, — уточнил он, напомнив, что в 2018 году начнется переход школ на эффективные контракты с учителями. Пока отлаженный механизм государственной аттестации учителей отсутствует, его функции могут выполнять члены ассоциации. 
Директор Центра образования №548 “Царицыно” Ефим Рачевский уверен, что затягивать с внедрением педагогического профстандарта не следует. По его мнению, “все уже на низком старте”, и реализация должна начаться до 2018 года. На апробацию достаточно года, а в изменившихся условиях сообщество быстрее перестроит свою работу. Предполагаемый эффект от самого факта введения стандарта он сравнил с появлением видеокамер регистрации на дорогах, заметно улучшивших статистику нарушений ПДД. 
Привлечь к обсуждению профессионального стандарта педагога представителей бизнеса — ключевого заказчика “продукта” системы образования — предложил разработчик нового ФГОС член-корреспондент РАО Александр Кондаков. Он предупредил о негативной реакции общества на введение стандарта в неподготовленных условиях, но в то же время согласился, что долго тянуть с этим нельзя. По мнению эксперта, говорить о равном для каждого качестве образования можно будет только тогда, когда профстандарт педагога будет реализовываться на всей территории страны.
Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев