От собственного имени. Новый бренд сулит ученым новые возможности.

Осенью этого года подразделение компании Thomson Reuters по интеллектуальной собственности и науке (TR IP&Science), которому принадлежала, в частности, база данных Web of Science, перешло другому собственнику. Недавняя ежегодная церемония награждения самых влиятельных российских ученых и исследовательских организаций (отобранных по данным WoS), о которой мы писали в предыдущем номере “Поиска”, проходила уже под новым брендом — Clarivate Analytics. Что означает продажа компании? Какие перемены почувствуют российские ученые? Что будет с подпиской на WoS и другие популярные наукометрические продукты? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью “Поиску” отвечают глава подразделения научных исследований и интеллектуальной собственности региона развивающихся рынков (включает Индию, страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки, а также Россию и страны СНГ) Виджи Кришнан (Viji Krishnan) и управляющий директор Clarivate Analytics в России и СНГ Олег Уткин.
— В ноябре 2015 года компания Thomson Reuters объявила о том, что определяет дальнейшую судьбу своего бизнеса IP&Science, — начала рассказ Виджи Кришнан. — В течение нескольких месяцев проводились переговоры с потенциальными инвесторами, и 3 октября 2016 года была объявлена сделка, в соответствии с которой Thomson Reuters продала, а группа инвесторов, включающая инвестиционный фонд Onex (Канада) и азиатскую группу Baring Asia, приобрела подразделение TR IP&Science, которое теперь является независимой компанией и называется Clarivate Аnalytics. Первое слово названия, “Clarivate”, составлено из двух: clarify — уточнять, исследовать и innovate — производить инновации. Второе, “Analytics”, имеет отношение ко всему содержанию деятельности компании. Сумма сделки не является секретом, она составляет 3 миллиарда 550 миллионов долларов. Таким образом, именно столько мы сегодня стоим. Хочу подчеркнуть, что Clarivate Аnalytics сохранила весь портфель продуктов TR IP&Science и весь персонал. 
Поскольку сделка по продаже компании была совершена ближе к концу года — в период, который, с точки зрения бизнеса, является наиболее активным, было решено в данный момент не проводить PR-компании и не форсировать продвижение нового бренда. Это будет сделано в начале будущего года. Мы представим компанию в новом качестве по всему миру одновременно, включая Россию и СНГ, 10 января 2017 года. 
— Как отразятся на российских ученых произошедшие перемены? 
Виджи Кришнан: — Для пользователей изменения будут малозаметными. На первое полугодие с момента объявления о независимости компании и о результатах сделки 3 октября 2016 года у нас есть соглашение с компанией Thomson Reuters о том, что мы можем использовать прежний бренд, старые договоры и банковские счета. Все это время, по мере истечения сроков текущих контрактов, которые заключены нами с различными клиентами, мы будем постепенно переходить на новые договоры, теперь уже с компанией Clarivate Analytics. Таким образом, все наши продукты, услуги и все наши договоренности сохраняются. В России мы продолжаем предоставлять при поддержке государства доступ для 270 организаций к Web of Science и доступ по индивидуальным заявкам организаций к Russian Science Citation Index — “русской полке” WoS. Мы также готовы рассматривать включение RSCI в глобальную подписку — ту самую, которая осуществляется при государственной поддержке. Повторю еще раз: все наши обязательства и договоренности остаются в силе и уровень поддержки нами российских пользователей не меняется. 
— У нас говорят: “Новая метла по-новому метет”. Не может быть, чтобы с появлением нового собственника все осталось, как прежде. 
Виджи Кришнан: — Компания будет активно менять свою политику по взаимодействию с партнерами. Мы больше не связаны ограничениями, которые накладывала TR на их отбор и утверждение. С другой стороны, мы будем более открыты и готовы к конкурентной борьбе. Прежде мы не могли упоминать конкурентов, сравнивать наши продукты, делать выводы в отношении их применимости, качества и т.д. Сейчас этих ограничений нет. Понятно, что инвесторы компании ожидают, что ее капитализация и стоимость будут расти. Поэтому Clarivate Аnalytics будет заинтересована в бурном росте и активизации нашей деятельности на всех фронтах.
— Поясните, пожалуйста, взаимодействие с какими партнерами прежде было осложнено?
Виджи Кришнан: — Это, например, подписные агентства, которые, выполняя посреднические услуги, распространяют наши продукты. Требовалось несколько лет успешной работы, чтобы можно было заключить договор. Все эти ограничения сейчас будут сниматься. Мы уже проводим встречи и готовы работать со всеми, кто хочет продвигать на рынке наши продукты и содействовать их успешному распространению. 
— То есть если раньше подписка шла достаточно централизованно, через нескольких операторов, то сейчас это положение может быть изменено?
Виджи Кришнан: — Да, мы заинтересованы в том, чтобы охватить большее число сегментов рынка, в диверсификации наших партнеров и, не отменяя важности централизованной подписки, видим помимо нее возможности для более широкого охвата наших клиентов и удовлетворения их потребностей в информации.
— Какие же новые возможности в плане подписки появятся у российских университетов и научных организаций? Смогут ли они напрямую взаимодействовать с вами?
Олег Уткин: — Здесь возможны варианты. Во-первых, централизованная подписка остается, и мы считаем ее приоритетной. Во-вторых, очень многие организации уже работают с нами напрямую, то есть заключают договоры, осуществляют оплату без посредников. Но в ряде случаев, поскольку оплата происходит в валюте, посредник необходим хотя бы для того, чтобы облегчить процедуру участия в тендере и осуществить подписание договора на русском языке и оплату в рублях. Многие годы с нами успешно работает Национальный электронно-информационный консорциум. У нас также есть контакты с рядом других партнеров, подписных агентств и организаций, которые рассматривают обеспечение доступа к научной информации как новое направление своей деятельности. Среди них, например, Международный центр научно-технической информации — организация, которая была создана еще в советское время, охватывает несколько десятков пользователей из стран бывшего СССР и других государств. Мы с ними обсуждаем возможности взаимодействия, в том числе и в информационной области, таким образом, это один из наших потенциальных партнеров.
— Подписка для институтов РАН может пойти по новому сценарию?
Олег Уткин: — Мы для себя не исключаем никаких партнеров. Наоборот, часто сталкиваемся с тем, что не все организации готовы постоянно работать в области поддержки научной информации. Хотя я думаю, что после выхода Указа Президента РФ от 1 декабря этого года “О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации”, в котором есть специальный пункт по поводу обеспечения доступа к электронной научной информации, ситуация через некоторое время может измениться. Для подписки институтов РАН у нас традиционным партнером выступал Российский фонд фундаментальных исследований. Мы по-прежнему будем приветствовать взаимодействие с РФФИ, но также у нас были переговоры и контакты с Российским научным фондом по этому поводу, хотя пока, в силу ряда ограничений, РНФ не занимается поддержкой распространения научной информации. Мы работаем и напрямую с Российской академией наук. Достаточно упомянуть, что проект RSCI был запущен при активной поддержке рабочей группы во главе с вице-президентом РАН академиком Григорьевым и другими уважаемыми учеными, которые отбирали лучшие российские журналы. Нужно упомянуть еще и взаимодействие с региональными отделениями РАН. В 2014-2015 годах был реализован очень интересный проект с Уральским отделением РАН, в котором при поддержке Уральского федерального университета мы анализировали публикационную и патентную активность самого УрФУ и институтов УрО РАН, расположенных в Екатеринбурге. 
— Виджи, насколько я знаю, во время своего визита в Россию вы встречались с ректором МГУ им. М.В.Ломоносова Виктором Садовничим. Во что интересное могут вылиться эти контакты?
Виджи Кришнан: — Компания не стоит на месте, и мы не собираемся ограничиваться традиционными формами работы, связанными с организацией подписки на WoS и другие наши ресурсы. Так, в качестве расширения сферы деятельности мы рассматриваем взаимодействие с партнерами по созданию региональных университетских рейтингов, а в перспективе, возможно, и академических. Университетские региональные рейтинги уже активно развиваются при нашей поддержке. В частности, существует Round University Ranking, который касается анализа деятельности нескольких сотен российских университетов и основан на методологии, реализованной через наши данные из платформы InCites. Помимо этого на недавней встрече с ректором МГУ им. М.В.Ломоносова Виктором Садовничим обсуждались вопросы взаимодействия в области предоставления данных для рейтинга МГУ. 
— Несколько раз в этом разговоре упоминалась “русская полка” WoS — RSCI. Каковы перспективы развития этого индекса? Возможно ли вхождение журналов из RSCI в ядро WoS?
Виджи Кришнан: — С созданием в прошлом году RSCI и еще одного индекса развивающихся научных областей и стран — Emerging Sources Citation Index — мы получаем новую парадигму международной журнальной стратегии научных изданий в России. Раньше она была такова: либо журнал претендует на включение в WoS Core Cоllection с очень жесткими критериями отбора и во многих случаях получает отказ, либо он представлен во всем известном Российском индексе научного цитирования (РИНЦ — продукт компании e-Library), который не имеет жестких критериев отбора (и, соответственно, подтверждения качества) и не гарантирует широкого распространения. Теперь же мы предлагаем для редакторов и издателей научных журналов целый спектр возможностей. У них есть выбор, в каком из индексов журнал может быть представлен исходя из текущего уровня его развития и наличия у издания международной аудитории читателей. Если журнал совсем локальный, российский, обслуживает интересы группы ученых внутри страны, то это по-прежнему РИНЦ. Если журнал уже имеет определенный уровень качества и соответствует критериям отбора в RSCI, он может быть подан туда. Следующая ступень — ESCI, своего рода “предварительный индекс”, в который могут быть включены журналы, достигшие высокого уровня и удовлетворяющие всем критериям отбора в WoS CC, кроме наличия международных цитирований. И последняя ступень лестницы, ведущей вверх, — это WoS Core Collection. Таким образом, картину эволюции журналов можно представить себе в виде пирамиды, в основании которой — 5-6 тысяч журналов РИНЦ, затем 650 журналов RSCI, за ними — российские журналы, которые входят в ESCI (их 64), и с переходом из ESCI в WoS СС (где сейчас 158 российских изданий) журнал как бы попадает в “высшую лигу”. Поэтому теперь перспектива его продвижения заметна не только для редакторов и авторов, но и для всей международной академической аудитории. Таким образом, палитра выбора направлений развития журнала стала более объемной, и мы полагаем, что это поможет повышению качества российских научных изданий, чему мы всячески способствуем. 
— Ваша компания прежде активно проводила обучающие семинары для научных и образовательных российских организаций. Будет ли продолжена эта линия в Clarivate Аnalytics?
Олег Уткин: — Обязательно. Мы относим обучение пользованию нашими продуктами и услугами к одному из наших контрактных обязательств. Два года назад мы издали книгу “Руководство по наукометрии: Индикаторы развития науки и технологии”, которая помогает разобраться во многих тонкостях. Сейчас совместно с Национальным фондом подготовки кадров и НИУ ВШЭ участвуем в новом интересном проекте. Это образовательный курс нового поколения (Massive Open Online Course), который предлагает академические лекции на русском языке в формате обучающих онлайн-видеокурсов. Таким образом, мы расширяем и возможности собственной экспертизы, и спектр обучающих мероприятий, которые предлагаем нашим пользователям. Это уже не только базовые тренинги по продуктам, но и поддержка ученых в плане создания собственного бренда и продвижения его в мировой академической среде, консультации для журналов по повышению их качества и вероятности попадания в одну из баз данных, о которых шла речь. 
Хотел бы еще раз подчеркнуть, что мы расcматриваем факт продажи TR его научного подразделения исключительно с точки зрения новых возможностей. Компания стала независимой, мы абсолютно свободны в плане выработки своей стратегии и путей ее достижения. Мы ожидаем, что новые владельцы будут инвестировать в Clarivate Аnalytics больше средств, чтобы повышать ее капитализацию. Все это создает положительную атмосферу как внутри компании, так и во взаимодействии с нашими потенциальными и постоянными партнерами по решению вопросов, стоящих перед российской наукой и образованием, что в конечном итоге содействует экономическому развитию России. 
Беседовала Светлана Беляева
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев