Кобра против рака

Яд кобры может найти применение в онкохирургии: в сочетании с квантовыми точками токсин четко обозначает границы опухоли. С подробностями — The Economic Times; пресс-релиз НИТУ “МИСиС”.
Российские и индийские ученые разработали инновационный метод получения четких изображений раковых новообразований, сообщает портал The Economic Times. Биологи и химики из Университета Тезпур (Tezpur University) в индийском штате Ассам и российского Национального исследовательского технологического университета “МИСиС” объединили высокотоксичное соединение альфа-нейротоксин из яда кобры с флуоресцентными наночастицами селенида кадмия, которые относятся к так называемым квантовым точкам. Полученное гибридное соединение оказалось способно четко обозначать границы роста ракового образования, что очень важно в онкохирургии. Хирург-онколог должен ясно видеть границы удаляемой опухоли: чем четче она обозначена, тем успешнее операция. Альфа-нейротоксин кобры с квантовыми точками селенида кадмия справляется с очерчиванием опухолевых границ благодаря своим уникальным свойствам. При попадании в раковую опухоль нейротоксичная составляющая нового соединения связывается со специфическими рецепторами. Как поясняет пресс-релиз НИТУ “МИСиС”, биологическими “мишенями” альфа-нейротоксинов являются никотиновые холинорецепторы. Это специфические группы белков, которые раковая опухоль (например, мелкоклеточный рак легких или рак молочной железы) вырабатывает в патологически большом количестве. В здоровом организме холинорецепторы участвуют в проведении нервного импульса, на чем и основано парализующее действие яда при укусе, в частности, кобр и мамб. Сцепка “нейротоксин — квантовая точка”, которую создали российские ученые и их индийские коллеги, попадает в пораженный орган с кровотоком, альфа-нейротоксины связываются с рецепторами на поверхности раковых клеток, а вся зона опухоли высвечивается за счет яркой флуоресценции наночастиц при облучении их ультрафиолетом.
“Мы синтезировали конъюгаты квантовых точек с токсинами с помощью специально разработанных методик, которые обеспечивают стабильность полученных соединений при введении в организм”, — поясняет руководитель проекта, эксперт Центра энергоэффективности НИТУ “МИСиС” профессор Юрий Уткин. “Наночастицы селенида кадмия покрыты тонкой пленкой пептида — цепочки аминокислот, что дает высокую степень биосовместимости конъюгатов и позволяет нейтрализовать токсичность самих квантовых точек. При этом созданные конъюгаты обладают существенно меньшим размером по сравнению с аналогами, что значительно облегчает процесс доставки препарата в орган”, — добавил профессор Уткин. По словам ученого, флуоресцентные наночастицы превосходят традиционные метки по ряду параметров, они, в частности, более устойчивы к выцветанию.
Фото с сайта http://misis.ru