Осторожно: ПЗЗ. Чем опасны новые правила застройки?

Недавно во всех административных округах Москвы прошли публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Этот разработанный Москомархитектурой документ устанавливает градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны, в том числе вид разрешенного использования (перечень типов объектов, которые можно строить) и предельные параметры строительства (плотность, высотность, максимальный процент застройки). На основе ПЗЗ будут приниматься решения о планировке территорий, изъятии земли для государственных нужд, выдаче разрешений на строительство. Последняя процедура после вступления Правил в силу упростится: теперь застройщикам уже не надо будет утверждать градостроительный план земельного участка на отдельных публичных слушаниях.

Опубликованные на сайте Мос­комархитектуры материалы встревожили москвичей, которые усмотрели в них многочисленные знаки того, что будет открыта “зеленая улица” уплотнительной или точечной застройке.
Заволновались и ученые. Согласно опубликованным данным, только в Юго-Западном округе территории 65 институтов (в их числе ФИАН, ИОФАН, ИОХ, ИНЭОС, ИКИ, МИАН) получили статус “территорий, предусмотренных к развитию”. 
Что означает этот загадочный статус? Нет ли опасности, что эти территории передадут каким-то инвесторам, а институты выселят?
В ответе, который “Поиск” получил на свой запрос из ФАНО России, говорится, что “градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки”. Получается, что московские власти обоснованно включили занятые подведомственными ФАНО институтами земли в область своих интересов. 
Во введении ПЗЗ есть и свои плюсы — они дают землепользователям больше возможностей, сообщают специалисты ФАНО. “В соответствии с пунктом 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана, — говорится в ответе. — В этой связи подведомственная организация может высказать свою позицию о влиянии на уставную деятельность изменения общественно-деловой зоны земельного участка и в случае необходимости — направить соответствующие предложения по проекту генерального плана в орган местного самоуправления”.
Вывод сотрудников агентства следующий: “Возможность изъятия земельного участка у подведомственной ФАНО России организации исключена”.
С таким же утверждением выступил на пресс-конференции по итогам года и руководитель ФАНО Михаил Котюков. Он пояснил: земельные участки, которые занимают академические институты, — “это объекты федеральной собственности, и решения о распоряжении ими принимаются на уровне федеральных органов исполнительной власти”. Глава ФАНО заявил, что степень риска потери зданий он оценивает как минимальную. “Но мы будем следить за реализацией планов для обеспечения целостности имущественной основы деятельности подведомственных организаций”, — добавил Михаил Котюков. 
Поднимался вопрос о земле и на недавнем заседании Научно-координационного совета при ФАНО. Участвовавший в работе совета помощник Президента РФ Андрей Фурсенко сообщил: “Позиция президента заключается в том, что земля и здания, которые были выданы для научных целей, не должны использоваться ни для чего другого, и эта позиция доведена до правительства”. 
Несмотря на благодушие чиновников, научному сообществу и администрациям столичных институтов вряд ли стоит расслабляться. 
Так считают, в частности, активисты из межрегионального объединения профсоюзных организаций научных центров и учреждений РКК-Наука, которые распространили информацию о слушаниях среди ученых, сопроводив ее тревожными комментариями.
“Если мы хотим сохранить институты для продолжения научных исследований, если мы хотим сохранить их от разрушения и переделки в супермаркеты и другие, несомненно коммерчески более привлекательные заведения, то нам надо выступить дружно, массово и громко против утверждения их территорий в качестве “предусмотренных к развитию” Правительством Москвы и развернуть действия за придание институтам статуса объектов культурного наследия, — написал председатель РКК-Наука Анатолий Миронов. — Практически завершен мораторий на разбазаривание недвижимости институтов, установленный Президентом РФ после смены их подведомственности от РАН к ФАНО. Теперь судьба институтов в наших руках”.
С введением ПЗЗ накал борьбы за дорогую московскую землю явно возрастет. Об этом свидетельствует характер проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки. Муниципальные депутаты и горожане высказали в прессе много претензий и к самому документу, и к процедуре его принятия. А вот в ходе очных обсуждений на выделенных для этого площадках выступить с критикой оказалось очень непросто. По сообщениям СМИ, во многих случаях власти явно не были настроены на равноправный диалог с жителями: среди участников встреч вдруг оказывалось множество “сторонников” проекта, которые заглушали криками выступления оппонентов. В итоге противники ПЗЗ запустили на сайте сhange.org сбор подписей против предложенного варианта Правил.
Разработчики документа объявили, что он будет скорректирован с учетом мнения жителей и утвержден постановлением правительства столицы. Предполагается, что это произойдет в первом полугодии 2017 года.
Надежда Волчкова

Нет комментариев