Спешит железная река

Подземный поток расплавленного железа движется с ускорением в районе Сибири и Канады, его обнаружили из космоса по данным о магнитном поле Земли. Подробности — в New Scientist.
Раскаленная железная река находится на глубине 3000 километров. Ширина потока — 420 километров, скорость его движения с 2000 года утроилась, и сейчас та его часть, что под Сибирью, циркулирует со сдвигом приблизительно на 40-45 километров в год в западном направлении. Это в три раза быстрее, чем обычная скорость перемещения потоков во внешнем слое земного ядра. Причины ускорения в настоящее время неясны, но группа исследователей, обнаружившая феномен, считает его природным и существующим миллиарды лет. По мнению ученых, наблюдение за этим явлением поможет понять процесс формирования магнитных полей Земли, ограждающих нас от солнечных ветров. По словам руководителя исследования Фила Ливермора (Phil Livermore) из Университета Лидса (University of Leeds) в Великобритании, которые приводит New Scientist, “хорошо известно о вращении жидкого железного ядра, но до сих пор не удавалось получить убедительные данные об этом очень важном потоке” северного полушария. “Нам больше известно о Солнце, чем о земном ядре”, — говорит соавтор Ливермора по статье в последнем номере Nature Geoscience Крис Финлей (Chris Finlay) из Технического университета Дании (Technical University of Denmark), а потому “открытие нового железного потока стимулирует выяснение того, что происходит в глубинах нашей планеты”, добавляет он.
Ускоряющуюся “железную реку” обнаружили благодаря запущенной три года назад для изучения магнитного поля Земли спутниковой миссии Европейского космического агентства (ESA) Swarm, которая состоит из трех аппаратов на различных полярных орбитах. Это трио может измерять вариации магнитного поля до глубины 3000 километров под поверхностью планеты, где расплавленное ядро соприкасается с твердой мантией.
Магнитное поле Земли порождает движение расплавленного железа во внешнем ядре, следовательно, изучение магнитного поля может выявить особенности поведения самого ядра. Открытие потока было сделано при отслеживании двух мощных ветвей магнитного потока, возникающих на границе ядра и мантии и находящихся под Канадой и Сибирью соответственно и движущихся с потоком расплавленного железа. Поскольку движение магнитных потоков обусловлено физическим движением расплавленного железа, ветви, или доли, служат маркерами, позволяющими ученым отслеживать поток железа. Ливермор приводит аналогию с отслеживанием движения ночной реки по свечам, плавающим на поверхности воды. Когда именно началось ускорение железного потока — загадка, возможно, оно имеет отношение к вращению внутреннего ядра, которое, как выяснилось в 2005 году, вращается немного быстрее, чем земная кора, отмечает эксперт New Scientist, американский сейсмолог Сяодун Сун (Xiaodong Song) из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейне (University of Illinois at Urbana-Champaign).

Фото с сайта: www.newscientist.com