Выжить среди гаджетов. Как книге конкурировать со смартфоном?

К новому году любители книги получили замечательный подарок: в Российской государственной библиотеке (РГБ) открылся новый зал, Ивановский. Впрочем, это название — “зал” — весьма условно: речь идет о сравнительно большом двухуровневом пространстве, предназначенном для проведения выставок и различного рода культурных и образовательных мероприятий. Хотя уголок для чтения со столами, стульями, лампами там есть тоже — как раз у той стены, где под самым потолком сохранились большие металлические кольца: на них в начале прошлого века висела огромная картина Александра Иванова “Явление Христа народу”. От фамилии художника получили название и зал, и само здание.
Три года назад было принято решение о возрождении Ивановского зала и возвращении его Российской государственной библиотеке. У этого здания долгая и интересная история. Построенное специально для музейных нужд, оно было открыто в 1915 году как Временная картинная галерея Румянцевского музея и отвечало всем необходимым для экспонирования картин требованиям: длинное, двухэтажное, исключительно с верхним светом. Остекление крыши было трехслойным, причем использовались три вида стекла разной прочности. Техническим оснащением здания занимались ведущие фирмы и торговые дома России. В галерее разместили картины русских и зарубежных художников, она быстро завоевала популярность у москвичей, была одним из самых посещаемых мест в городе. После октября 1917 года в Румянцевский музей начали поступать национализированные собрания художественных произведений, объем его экспонатов увеличился в несколько раз, площадей не хватало. И уже с начала 20-х годов власти обсуждают вопрос о расформировании Румянцевского музея и организации на его базе Публичной библиотеки. Произведения искусства планировалось передать в профильные музеи. В 1925 году Совнарком принял соответствующее решение. Картины русских художников переехали в Третьяковку, а в здании Временной картинной галереи разместился Музей книги. Но очень скоро потребовалось место для нового книгохранилища библиотеки, которое было решено построить в Староваганьковском переулке, и часть исторического здания, мешавшая стройке, была снесена. То, что от него осталось, использовалось уже не по назначению: во время вой­ны тут была открыта столовая для сотрудников библиотеки, потом летняя оздоровительная площадка для их детей… В послевоенные годы здание бывшей картинной галереи стало складским помещением. Только в 2014 году начались работы по восстановлению Ивановского зала как культурно-выставочного комплекса. И теперь он вновь открыт для посетителей. 
Первая выставка, организованная в Ивановском зале, — “Книга глазами дизайнера” — дает посетителям возможность познакомиться с тем, как менялись формы передачи знания из века в век и насколько разнообразно искусство оформления книги. Временной диапазон изданий, представленных на выставке, — 500 лет. 
С появлением компьютера и Интернета в мире наблюдается настоящий информационный бум, и это не могло не сказаться на судьбе бумажных носителей информации. Исчезают периодические издания. Если раньше чуть ли каждый пассажир в метро сидел, уткнувшись носом в книжку (за что, напомним, СССР когда-то гордо именовал себя “самой читающей страной в мире”), то сейчас обычную бумажную книгу в руках у людей увидишь нечасто. Если пассажиры и читают, то все больше книги электронные, а чаще вообще вглядываются в свои смартфоны и планшеты. Заместитель генерального директора по выставочной работе РГБ, руководитель проекта “Книга глазами дизайнера” Наталья Самойленко сравнила последнее десятилетие с тем временем, когда бурно развивающаяся фотография начала конкурировать с живописью. Анри Матисс разделял живопись до изобретения фотографии — и после. Из двух задач живописи — изобразительной и выразительной — с появлением фотографии первая потеряла свою важность, главной стала вторая, выразительная. Что-то похожее сейчас происходит и с книгой. “Чтобы выжить в эпоху гаджетов, книга должна стать дизайнерской, то есть такой, чтобы ее хотелось взять в руки”, — говорила Н.Самойленко на пресс-конференции по случаю открытия выставки “Книга глазами дизайнера” в новом Ивановском зале РГБ. 
В Российской государственной библиотеке, рассказал и.о. директора РГБ В.Гнездилов, уже более 150 лет собирается уникальная книжная коллекция. Сегодня РГБ — это крупнейшая библиотека Европы, почти 47 миллионов единиц хранения — печатные и рукописные книги на 367 языках, плюс журналы, газеты, изобразительные материалы, ноты и географические карты, рукописные и архивные документы. Конечно, для большинства посетителей библиотеки книга — это, прежде всего, носитель информации, текст. “Но ведь книга говорит не только от имени автора, это удивительный артефакт, который нельзя делить на составные части”, — считает В.Гнездилов. 
Экспонаты для этой выставки подбирались так. В РГБ были приглашены ведущие книжные дизайнеры Москвы — представители разных поколений, выпускники как легендарных вузов — Строгановки и Московского полиграфического института, так и учебных заведений, образованных уже после перестройки. 
Дизайнерам, вместе с хранителями Научно-исследовательского отдела редких книг, Центра восточной литературы, Отдела хранения основных фондов было предложено выбрать по два любых раритетных издания и обосновать свой выбор. Эта работа шла несколько месяцев. В результате из многомиллионных фондов было отобрано более полусотни выдающихся произведений книжного искусства. На выставке они располагаются не по хронологическому принципу. Посетителю предлагают не только полюбоваться на красивые, интересные, занимательные книги самых разных авторов, из разных стран и эпох, разной тематики, но и познакомиться с профессиональными взглядами на искусство оформления книги. Каждый экспонат сопровождается небольшим авторским комментарием от выбравших данную книгу дизайнеров. 
На первом этаже представлены раритеты от XV до середины XX века. Они находятся под стеклом, в специальных витринах, но внутрь самых интересных все же можно заглянуть и даже “перелистать” их страницы. Для этого есть мультимедиа-устройства: рядом на стенах или колоннах вмонтированы небольшие мониторы. На втором этаже выставлены работы современных книжных дизайнеров, и тут многие издания можно полистать “вживую” в “читальном уголке” или заказать их для чтения в залах библиотеки. Но для этого, конечно, надо иметь читательский билет РГБ (чтобы попасть на выставку, достаточно входного билета). 
Самое раннее издание из представленных на выставке книг относится, как уже упоминалось, к XV веку — это инкунабула “Шестая книга декреталий” (декреталии — папские послания церковно-правового содержания), которая была составлена по поручению папы Бонифация VIII и напечатана в Лионе в 1495 году. 
Многие экспонаты интересны не только с художественной точки зрения, но и как передовые для своего времени научные книги, “рабочие инструменты” для тогдашних исследователей.
Так, первое прижизненное издание “Королевской астрономии” немецкого географа, картографа, механика и астронома Петера Апиана считается одним из лучших образцов типографского искусства первой половины XVI века. И вместе с тем… “Книга по астрономии сделана как какой-то бумажный научно-вычислительный центр или центр наблюдения за небесными телами середины XVI века, — комментирует выбравший ее дизайнер Максим Родин. — В книге большое количество дисковых приборов, состоящих из трех, а то и пяти-шести вращающихся циферблатов, где с ювелирной точностью размечены деления и величины”. Мифологическая образность (астрономические знания в то время служили скорее астрологии) органично сочетается с точными научными данными, геометрическими расчетами. Кроме того, в конце книги была обнаружена чистая заготовка под циферблат — “свидетельство того, что книга собиралась из подобных оттисков как конструктор”. 
“Зарисовки Хокусая (Хокусай манга)” японского художника Хокусая (1760-1849), изданные в первой половине XIX века, порой называют энциклопедией японского народа. Художник создавал живописные картины-свитки, портреты актеров и театральные афиши, иллюстрации к литературным произведениям, серии гравюр… И это не просто очень занимательно. По словам дизайнера Ю.Суркова, выбравшего это издание, 15 томиков “Манги” ценны и как веха в жизни Хокусая, творчество которого знаменует целую эпоху в истории японского искусства, и как бесценный источник информации о культуре и искусстве Японии эпохи позднего феодализма. 
Среди других книг, представленных на выставке, — “Апостол” из типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца (1564), китайское “Собрание важнейшего из военных канонов” в десяти томах (около XVI века), “Библия. Комплютенская Полиглотта” (Алькала-де-Энарес, 1517), “Зерцало мира” Кятиба Челеби (Стамбул, 1732), “Супрематизм” Казимира Малевича (1920), “Индустрия социализма” (1935) работы Эль Лисицкого…
О каждом экспонате можно было бы рассказать отдельную историю. Особого упоминания заслуживает выпущенный к открытию экспозиции альбом-каталог, в котором информация о представленных книгах дополняется размышлениями дизайнеров о выбранных ими раритетах и об искусстве книги. 
…По словам и.о. директора РГБ В.Гнездилова, библиотека собирается использовать возможности своего нового здания максимально. В Ивановском зале будут проходить мероприятия самого разного формата: выставки, презентации, встречи с интересными людьми, занятия со студентами, мастер-классы и многое другое. 
На этот год запланировано проведение еще двух выставок. Первая, которая откроется весной, “Москва, 1917 год: взгляд с Ваганьковского холма” познакомит с ситуацией в Румянцевском музее и вокруг него в переломный для России (а как очень скоро оказалось — и для самого музея) год. Второй выставочный проект посвящен картографии. Осенью в Ивановском зале будут выставлены великолепные, составленные в разные века карты земель российского Севера из собрания РГБ.
Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев