Новое о старом

Прошедший год был отмечен значимыми археологическими открытиями, крупнейшие из них выделил портал Live Science.
2016 год принес археологам не только совершенно новое, но и новое о давно известном. Открывают список редакции Live Science мозаики, изображающие разверзшиеся воды Красного моря и Ноев ковчег, найденные в развалинах древней синагоги неподалеку от кибуца Хукок в Израиле. На мозаиках видны парные изображения животных — львов, медведей и леопардов — обитателей Ковчега, а также древних египетских солдат среди перевернутых колесниц, поедаемых гигантской рыбой, выплывшей из расступившихся морских волн.
Самую молодую из известных египетских мумий, как выяснилось в 2016 году, хранит миниатюрный кедровый саркофаг в коллекции Музея Фицуильяма (Fitzwilliam Museum) в британском Кембридже. Он был найден в Гизе в 1907 году, его возраст чуть больше 2500 лет. Как показала компьютерная томография, в саркофаге находится 18-недельный человеческий зародыш, вероятно, погибший в результате выкидыша.
С использованием микрокомпьютерной томографии в сентябре прошлого года удалось исследовать обугленный пергамент свитка, найденного в 1970 году в израильском национальном парке Эйн-Геди и датируемого III-IV веками нашей эры. Компьютерная визуализация позволила прочитать большую часть текста внутри свитка, не затрагивая артефакт. Специалисты установили, что свиток из Эйн-Геди содержит 35 строк из Книги Левит.
Метод трехмерного электрического зондирования, основанного на измерении сопротивления пород, примененный археологами в священном городе майя Чичен-Ица в Мексике, показал, что пирамида, находящаяся внутри знаменитой пирамиды Эль-Кастильо, содержит внутри себя еще одну пирамиду. Ученые считают, что внешняя пирамида была построена между 950 и 1000 годами, пирамида внутри нее — на 100 лет раньше, а еще меньшая внутренняя пирамида — между 600 и 800 годами.
Археологи, ведущие раскопки гробницы египетского фараона Сенусерта III, обнаружили на ее внутренних стенах изображения более 120 кораблей. Они разного размера — от 10 сантиметров до полутора метров.
Ритуальный комплекс из сотен каменных плит, украшенных резными изображениями, “казахстанский Стоунхендж” — занимающий площадь 120 гектаров мегалитический комплекс Алтынказган, которому полторы тысячи лет, — описан археологами в специализированном издании осенью прошлого года. Ученые не исключают, что он мог быть построен гуннами.
И наконец, вскрытие погребального ложа в часовне Кувуклия в Храме Гроба Господня в Иерусалиме позволило археологам сделать вывод о том, что современные паломники поклоняются той самой гробнице, которая была найдена в IV веке матерью императора Константина.

Изображение с сайта www.livescience.com