Почти как настоящий

Миниатюрный кишечник с существенными отличиями от предыдущих подобных “органоидов” выращен японскими учеными. С подробностями — JCI Insight, Nature News.
Группа исследователей из Национального центра детского здоровья и развития (National Center for Child Health and Development), Университета Тохоку (Tohoku University) и Dai Nippon Printing Co опубликовала в журнале Американского общества клинических исследований (American Society for Clinical Investigation) JCI Insight статью о создании из эмбриональных клеток человека первого в мире кишечника, способного к перистальтике. Длина такого миниатюрного кишечника — от 1 до
2 сантиметров. Помимо стволовых клеток, выделенных из материала, оставшегося от процедур искусственного оплодотворения, при выращивании “органоида” были использованы индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPSCs) — они подобны эмбриональным, а получены перепрограммированием взрослых клеток. Выращенный кишечник способен поглощать и расщеплять белки, почти как настоящий, он активируется под воздействием слабительных веществ и инактивируется в присутствии антидиарейных лекарств. Технология его создания “станет революционным инструментом для исследования неизлечимых заболеваний, таких как врожденный сидром короткой кишки или язвенный колит, а также для разработки новых способов их терапии”, сказал в комментарии Nature News Хиденори Акуцу (Hidenori Akutsu) из Национального центра детского здоровья и развития. Для создания мини-кишечника он с коллегами применил технологию микрофабрикации Dai Nippon Printing, по которой на культуральных пластинах с эмбриональными и индуцированными плюрипотентными стволовыми клетками создается микросреда, способствующая росту и самосборке клеток. Через два месяца ученые увидели образцы миниатюрного кишечника, хоть и вывернутые наизнанку, но функционирующие как настоящий тонкий кишечник.
Биоинженерия обращается к созданию тонкого кишечника не впервые. Ровно два года назад американские ученые сообщили о создании “органоида”, который обладал элементами слизистой оболочки функционирующего кишечника и был способен поглощать такие несложные соединения, как сахара, а также поддерживать межклеточные связи. А еще раньше миниатюрный “кишечный органоид” был получен из индуцированных плюрипотентных клеток человека и успешно подсажен в капсулу почки мыши, где ему было обеспечено необходимое для роста кровоснабжение. В тех экспериментах была продемонстрирована возможность использования для выращивания потенциально трансплантационного материала человеческих клеток, что важно в парадигме персонализированной медицины. Из функциональных элементов настоящего кишечника у того “органоида” была только слизистая оболочка.
Изображение с сайта www.japantimes.co.jp