Прионы под прицелом

Инфекционные белки-прионы впервые замечены у бактерий. Об этом сообщает Nature News.
До сих пор прионы — инфекционные агенты, вызывающие такие дегенеративные заболевания головного мозга, как “коровье бешенство” или болезнь Кройцфельдта — Якоба, были выявлены лишь у эукариот, то есть организмов, чьи клетки содержат ядро, — это растения, животные, дрожжи. В недавнем номере Science опубликованы данные, свидетельствующие о том, что некий бактериальный белок может вести себя как изменяющий конформацию других белков прион. Речь идет об участке белка у бактерии — возбудителя ботулизма Clostridium botulinum, который проявляет свойства прионов при переносе в клетки дрожжей или бактерий кишечной палочки. Прионы — это такие белки, первичная структура которых позволяет им укладываться различным образом. Прионная версия белка подразумевает ту его конфигурацию, которая, попадая в новые клетки, вызывает изменение нормальной формы аналогичных белков в прионную, действуя подобно инфекционному агенту. Прионы были открыты в 1980-х годах как возбудители смертельных заболеваний головного мозга — трансмиссивных губчатых энцефалопатий. С тех пор патологически свернутые белки нашли у млекопитающих, насекомых, растений и грибов, и при этом выяснилось, что не все прионы вредоносны для клетки-хозяина. Перечисленные классы и царства охватывают эукариотические организмы, которые могут быть как одноклеточными, так и многоклеточными, но клетки их отличаются оформленным ядром. В описываемом сейчас исследовании авторы из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) в Бостоне, штат Массачусетс, с помощью специальной программы, настроенной на распознавание прион-образующих белков в дрожжах, проанализировали около 60 тысяч бактериальных геномов, уделив особое внимание определенному участку бактериального белка, или фактора, Rho, регулирующего процесс считывания информации с ДНК.
Когда потенциально прион-образующий участок белка Rho из C. botulinum в эксперименте внесли в кишечную палочку, в ее клетках стали образовываться скопления неправильно свернутых белков, характерные для прионов. Далее, когда кусочек такого белка вносили в клетки дрожжей, он брал на себя функции известного прион-образующего дрожжевого белка. Эти данные предполагают, что прионы существовали еще до эволюционного расхождения эукариот и бактерий, которое имело место больше 2 миллиардов лет назад. “Прионы, похоже, куда более распространенная в природе вещь, чем мы думали, и мы уверены, что в бактериях будут обнаружены и другие прион-образующие белки”, — цитирует одного из авторов исследования Энн Хохшильд (Ann Hochschild) Nature News.

Изображение с сайта www.nature.com