Поиск - новости науки и техники

Реактор на старте. Под Санкт-Петербургом готовится пуск уникального исследовательского комплекса.

В Петербургском институте ядерной физики (ПИЯФ) в Гатчине состоялось выездное заседание дирекции НИЦ “Курчатовский институт”.
Напомним, что в состав первого в стране Национального исследовательского центра помимо ПИЯФ вошли Институт теоретической и экспериментальной физики (Москва), Институт физики высоких энергий (Протвино) и собственно Курчатовский институт. Сегодня значительная часть всего ядерно-физического комплекса России сосредоточена в этих четырех институтах. В едином научном центре трудятся более 10 тысяч человек – специалистов высшей квалификации, сконцентрированы уникальные технологические комплексы и установки, что позволяет вести исследования практически по всем направлениям науки: от энергетики, конвергентных технологий и физики элементарных частиц до высокотехнологичной медицины, биологии и информационных технологий, включая технологии GRID-GLORIAD.
Центральной темой заседания в Гатчине стало обсуждение вопроса о готовности к физическому пуску реактора ПИК. Директор ПИЯФ Владимир Самсонов и заместитель директора по реакторной базе Сергей Смольский рассказали московским коллегам о том, как идет подготовка реактора ПИК к пуску.
Также представители дирекции обсудили шаги, связанные с развитием нейтронных исследований в НИЦ “Курчатовский институт”. Координатором этого направления в рамках программы совместной деятельности организаций, участвующих в создании НИЦ, является ПИЯФ. Для развития нейтронных исследований в институте имеется уникальная экспериментальная база. Во время визита в Институт ядерной физики члены дирекции осмотрели экспериментальный зал горизонтальных каналов, нейтроноводный зал, пультовую реактора ПИК.
Комплекс высокопоточного исследовательского реактора ПИК имеет разветвленную сеть устройств разводки нейтронных пучков различных энергий и позволяет создать около 50 позиций для размещения экспериментальных установок для исследований самого широкого спектра. По своим параметрам (тепловая мощность 100 МВт, поток тепловых нейтронов более 1015 н/см2сек) и экспериментальным возможностям реактор ПИК превосходит единственный мировой аналог – реактор HFR в Международном институте Лауэ-Ланжевена (Гренобль, Франция). Физический пуск реактора планируется осуществить после ряда согласований и необходимых технических работ. Энергетический пуск состоится после цикла специальных работ, на которые уйдет еще примерно год.
Также члены дирекции НИЦ осмотрели реактор ВВР-М, с которого, собственно, и начал развиваться институт в Гатчине, его машинный зал, уникальную криогенную станцию, оснащенную современным оборудованием. В последнее десятилетие на реакторе ВВР-М особую актуальность получили работы, связанные с освоением техники генерации холодных и ультрахолодных нейтронов.

Елена СЕМЕНОВА